Первые 1–2 месяца в детском садике ребенок переживает адаптационный период. Он впервые надолго остается без близких людей, вне привычной домашней обстановки. Ему может быть сложно наладить контакт с другими детьми.
Страх отделения от мамы (страх сепарации) повышает тревожность малыша, поэтому родителям важно обеспечить ребенку психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх и объятиях. Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, и по возможности избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в детский сад.
Лучше не торопиться оставлять ребенка на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его с радостью ходить в садик.
Важно постоянно разговаривать с ребенком и настраивать его на то, что он будет спать в садике. Чувство уверенности можно передавать ребенку словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится спать в садике», «Я обязательно приду за тобой вечером в садик», «Меня не будет, а будет Мария Ивановна, которая поможет тебе уснуть». Говорите это много раз. Важно, чтобы ребенок чувствовал и знал, что мама его очень любит и обязательно придет за ним.
Не стоит отрицать его чувства, лучше помогать ребенку их осознать и справиться с ними с помощью взрослого. Очень хорошо преодолевать психологические проблемы помогает сюжетно-ролевая игра в детский сад — дома можно разыгрывать с куклами или со зверятами ситуации, связанные со сном в детском саду.
Рекомендуется установить контакт с воспитателем. Приучить ребенка спать в детском саду будет легче, если процесс будет контролироваться не только родителями, но и воспитателем. Именно воспитатель наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может понять, почему не удалось уложить ребенка и он не спал. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед.
Если ребенок тревожится без мамы, стоит давать ему в детский сад любимую игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома (можно купить две одинаковые игрушки: домой и в детский сад). Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она посидела рядом с малышом, погладила его, почитала его любимую «домашнюю» книжку, помогая ему заснуть, когда ребенок хочет спать.