Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Почему так важно читать правильные сказки?

15.12.2016
20579
2
62
Почему так важно читать правильные сказки?
Как наладить сон
Чтение сказок — самая популярная часть ритуала перед сном, которую родители используют столетиями. И для этой популярности есть очень серьезные основания. Сказка — лучшее средство общения с ребенком и передачи ему опыта из символического «банка жизненных ситуаций» и способов их решения.
Календарь кризисов ребенка

Какую сказку выбрать?

Научно доказано, что чтение сказок и рассматривание иллюстраций в книгах улучшает работу мозга и способствует интеллектуальному развитию детей.

Чтение сказок:
  • Развивает логическое и образное мышление, творческие способности. Дети с 1 года до 3 лет мыслят картинками, которые складываются в единый паззл в их сознании. Образность важна для восприятия. Переворачивание страниц как раз улучшает восприятие. Непосредственный контакт с книгой эффективнее активирует отделы мозга, отвечающие за восприятие прочитанного. Ребенок строит свою логическую цепочку, встраивает сказку в свой жизненный сценарий, учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах и получает свое видение истории из книги и образа героев.
  • Формирует правильные речевые навыки. Ребенок сначала учится произносить звуки, потом говорить, постепенно расширяет словарный запас, узнает что-то новое. Малышам проще понимать смысл сказки, опираясь на яркие картинки и краткое описание действий. Вот почему первые сказки для деток должны быть красочными и несложными.
  • Помогает учиться выражать мысли, слушать других и развивать коммуникационные навыки, формировать эмпатию, морально-этические нормы поведения. Совместное чтение — это приятное времяпрепровождение, во время которого родители общаются с ребенком, задают вопросы, объясняют, обсуждают то, что происходит в сказке.
Самая радостная новость от консультантов по сну: сказки можно и нужно включить в «мостик ко сну» — спокойное бодрствование перед сном, нацеленное на расслабление ребенка. Чтение сказки успокаивает, способствует созданию мощного эмоционального контакта со взрослым. Язык познавательных историй прост и понятен малышам, а сосредоточенная в них жизненно важная информация легко усваивается детьми. Ребенок, слушающий сказку, как правило уже набегался и наигрался, лежит спокойно и готов к спокойному восприятию информации. Эта приятная, тихая и спокойная неподвижность уже сама по себе позволяет малышу настроиться на сон.
Однако сказка сказке рознь. И задача родителя тщательно выбирать сказку для своего ребенка. Особенно это касается сказок на ночь. Ведь она несет в себе множество скрытых смыслов и эмоциональных моментов, которые затем вместе с пережитыми событиями за день отражаются на сне.

На что следует обратить внимание, выбирая сказку на ночь?

Выбирайте сказки на ночь тихие и простые, наполненные положительными эмоциями — это убережет психику вашего малыша от стрессов, и он спокойно заснет. Наличие повторений в сказке хорошо развивает память ребенка. Читайте сказку перед сном спокойным голосом и недолго.

Как сказку на ночь проще выбрать? Главный ориентир выбора сказки — это возраст, ведь крайне важно, чтобы ребенок хорошо понимал, о чем речь. Посмотрите наш обзор «сонных» книг для всех возрастов. В нем вы наверняка сможете найти для ребенка историю, которая станет его любимой.

В зависимости от возраста малыша установите временные рамки чтения. Помните, что маленький ребенок не в состоянии сосредоточиться более шести минут. Внимание рассеивается, если вы затянете чтение надолго.

Оптимальная длительность чтения сказки:
  • для малышей 1–2 лет подойдут книжки с яркими картинками и минимальным количеством слов. Рассматривать их можно по 5–10 минут. Но именно чтение сказки не должно превышать 2–3 минуты. Выбирайте короткие истории вроде «Репки» и «Теремка» или стихи. Так малыш точно дослушает сказку до конца.
  • для детей 2–3 лет — 5–10 минут.
  • для детей 5–6 лет — до 15 минут.
Когда малыш становится старше, многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенку одной сказки недостаточно. Пора выключать свет, а малыш просит еще и еще. Почему так происходит? Скорее всего либо ребенок еще полон энергии и не устал, или устал, но ему настолько нравится сам процесс чтения и общения, что он таким образом требует бесконечного продления.

Что же делать? Договариваться. Установите границы, договоритесь заранее, сколько сказок вы будете сегодня читать. Эта цифра не должна меняться изо дня в день. Если уж вы установили рамки, то не выходите за них. Больше читайте ему в течение дня, во время бодрствования.

А что, если и договоренности не срабатывают? И в этом случае есть выход:
  • Возьмите любимую игрушку ребенка. Пусть мишка или машинка договариваются с малышом, сколько будет сказок, и вместе выключают свет. Иногда детям проще договориться с неодушевленным персонажем, которого они наделяют человеческими чертами.
  • Договоритесь о том, что после выключения света вы расскажете еще одну историю. Рассказывайте ее тихо-тихо.

Сказкотерапия

В современной психологии выделили целое направление под названием сказкотерапия. Лечение сказками — это уникальный и эффективный способ решения детских проблем. Работает он примерно с 2 лет. Ребенку дают возможность примерить на себя роль известного сказочного персонажа, а лучше сочинить сказку самим. Маленький непоседа/шалунья может стать и добрым принцем/принцессой, и злым пиратом/колдуньей, и волшебным единорогом/феей. Примеряя эти роли, дети формируют свои ценности, учатся оценивать обстоятельства в жизни, понимают категории добра и зла, видят ошибки поведения и получают опыт.

Посредством сказок дети приобретают представление о поведении во взрослой жизни. Они вырабатывают способность обобщать и анализировать события, которые произойдут с ними в будущем. Сказки используют для преодоления различных страхов: темноты, животных и насекомых, пожаров, различных несчастий, страха перед школой, новым коллективом, страха смерти.

Сказки важно сочинять самим. После 3–4 лет можно делать это вместе с ребенком.

Из чего состоит правильная история для сказкотерапии?
  • В сказке есть главный герой, образ которого понятен и приятен ребенку.
  • Если персонаж отрицательный и ребенок боится его, то в сказке он может оказаться, наоборот, милым, добрым, симпатичным.
  • Одна сказка решает одну проблему.
  • У сказки может быть продолжение. Если герой ребенку нравится, то можно прорабатывать разные ситуации с этим же персонажем.
  • В конце сказки должна быть мораль и хорошее завершение.
  • Решайте реальные проблемы, не забегая вперед. Сказка должна соответствовать возрасту и страхам ребенка.
  • Сказка поможет справиться не только со страхами, но и с вредными привычками, капризами, плохим поведением в разных ситуациях, стеснительностью.
Читая правильные сказки, вы избавляете малыша от многих страхов и тревог, постоянных или пережитых за день. Настраиваете его на спокойный отдых. Знакомите его с окружающим миром. Прививаете ему жизненные ценности, которые разделяете сами и которые будут важны для ребенка по мере взросления.

P.S. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какая у вашего ребенка любимая сказка для чтения перед сном?
20579
2
Понравилась статья? 62
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

12 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (2)

Оставить комментарий

Oksana Bryantseva

Добрый вечер! Очень интересная статья и как раз актуальная для нашей семьи. Сыну 1,5 года, книги любил всегда и уже с года приносил книжку, чтобы почитали..Ближе к 1,5 ввели чтение сказки в ритуал укладывания спать на все сны. Слушает долго и внимательно, повторяет слова, запоминает персонажей и тд, при чем интересуется именно более длинными и содержательными сказками, не Репкой и Колобком. В статье указано, что время чтения в нашем возрастефы не должно превышать нескольких минут, но сыну этого явно недостаточно и он плачет, когда заканчиваю читать и перекладываю его в кроватку. Иногда так сильно плачет и жалобно говорит «каска», что я сдаюсь и читаю ещё, хоть и вижу, что очень хочет спать. Подскажите, пожалуйста, как можно сгладить переход от чтения к засыпанию в кроватке? Возможно ли, что такая реакция вызвана именно нежеланием засыпать в кроватке, а не желанием слушать сказки? Или чтение слишком долгое для его возраста и он перевозбуждается? Я читала, что иногда дети так себя ведут из-за недостатка внимания и просто хотят, чтобы мама была рядом подольше, но я постоянно с сыном, максимально уделяю ему время, поэтому данную причину я исключаю.. Очень интересно Ваше мнение по нашей ситуации. Заранее спасибо!

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Оксана, добрый день! Читать можно и больше, если малыш явно интересуется чтением, готов спокойно слушать, и книги его не возбуждают. Часто дети предпочитают какую-то одну определенную книгу перед сном и слушают ее много дней подряд - малыш запоминает и сюжет, и картинки, и такая предсказуемость дает ему ощущение стабильности и порядка. Но если Ваш ребенок предпочитает разнообразные книги, это тоже нормально. Ваш вопрос касается достаточно важного момента: чтение может быть частью ритуала укладывания, но время чтения в ритуале всегда заранее определяется мамой (например, три маленькие книжки или одна глава длинной сказки). Если чтение становится бесконечным "по заказу" малыша, тогда такой ритуал укладывания не будет способствовать быстрому засыпанию. И чтобы окончание чтения не вызывало слез, я бы рекомендовала следующее. Во-первых, последовательность. Вы заранее предупреждаете сына, сколько Вы будете читать. Когда чтение заканчивается, книжка закрывается до утра. Иначе малыш находит способ продлить удовольствие - нужно просто пожаловаться и поплакать, и мама будет читать еще. Тут нужно проявить настойчивость: Вы заранее договорились о чтении, мама свои "обязательства" выполнила, теперь и ребенку пора ложиться. Несколько вечеров, и малыш убедится, что эти правила не меняются, и протеста будет меньше. Во-вторых, включите после чтения какой-нибудь приятный элемент ритуала. Например, очень короткий массаж-поглаживания, "обнимашки" с мамой или что-то другое, что понравится Вашему сыну. И уверенность в себе! Вы прекрасная мама, уделяете своему малышу максимум внимания, он точно не страдает от одиночества или "заброшенности".

31 июля 2018

Сон по возрастам

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
138315
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
386683
79
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
255144
30