Начнем со второй части утверждения. Действительно, есть гипотеза, что незрелость системы подбуживания и пробуждения ведет к тому, что дети первого года жизни могут стать жертвами этого страшного синдрома. Сторонник совместного сна (а точнее, сна в одной комнате или на приставной кроватке для детей, которых не кормят грудью, и сна на одной кровати с родителями или на приставной кроватке для детей на ГВ) Джеймс МакКенна и его последователи считают, что большее число подбуживаний (активаций головного мозга без полного пробуждения) и пробуждений, которые возникают при совместном сне и грудном вскармливании, снижают риск СВДС. Однако эксперты Американской Академии Педиатрии и других организаций педиатров не рекомендуют сон на одной кровати даже при ГВ, и не рекомендуют специально будить ребенка. Существует ряд других мер,
снижающих риск СВДС.
Что касается развития мозга, ученые-сомнологи и врачи-педиатры сходятся во мнении, что глубокий полноценный сон, не прерываемый пробуждениями, полезен для развития головного мозга ребенка.
Согласно исследованиям, в фазе быстрого сна (хотя и не только в этой фазе), происходят важные для развития мозга ребенка процессы. Миф о пользе поверхностного сна, вероятно, связан с путаницей в обозначении фаз и стадий сна, которая пришла к нам из англоязычной литературы для родителей. В ней словосочетанием «light sleep» («легкий сон») обозначается не только фаза быстрого сна (REM), но и поверхностные стадии медленного сна.
Действительно, во время, так называемого, фазического быстрого сна (когда малыш гримасничает во сне, у него быстро двигаются глазные яблоки и т. д.) ребенка (и взрослого) легко разбудить, но вот во время другого подвида быстрого сна — тонического, наоборот, разбудить спящего очень трудно, это глубокий сон, а совсем не «light», если исходить из оценки порога пробуждения. Фазический и тонический быстрый сон перемежаются, непредсказуемо сменяя друг друга.
Сон детей до 4 месяцев часто начинается через быстрый сон, и в конце каждого цикла сна (череда всех стадий и фаз сна, обычно имеющая определенную последовательность) они снова попадают в состояние быстрого сна.
После 4 месяцев дети обычно погружаются в сон через поверхностные стадии медленного сна, а быстрый сон возникает к концу цикла сна, длящегося у маленьких детей от 40 минут и дольше.
Если человек спит достаточно по времени и нет факторов, которые нарушают его сон, организм добирает нужную продолжительность и глубокого медленного сна, и быстрого сна. Но если продолжительность сна недостаточная, то, по данным исследований, проведенных на взрослых людях и лабораторных животных (по понятным причинам на детях такие исследования не проводят), в первую очередь мозг будет восполнять недостаток глубокого медленного сна, а лишь потом быстрого сна.
Поэтому можно утверждать, что глубокий сон с длительными промежутками непрерывного сна полезен для развития мозга ребенка.