Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Как отучить ребенка от пустышки

05.07.2021
3525
2
6
Как отучить ребенка от пустышки
Развитие ребенка
Малыш растет и меняется, у него появляются новые привычки, все ярче проявляются черты характера. Режим дня к 2 годам становится более стабильным и предсказуемым. Но в этом возрасте дети могут отказываться от дневного сна и все еще часто просыпаться по ночам. Самая частая причина частых ночных пробуждений – ассоциации на сон. Обычно это качание, засыпание с бутылочкой или грудью, сосание пустышки.
Календарь кризисов ребенка
Пустышка: когда нужно отучать?
Прежде всего родители принимают решение – давать пустышку или не давать, какую выбрать. Новорожденные обычно быстро привыкают к соске. Она заменяет младенцу долгие «висения на груди», помогает расслабиться, снижает уровень стресса во время скачков развития и болевые ощущения во время колик.
МНЕНИЕ ПЕДИАТРА
Наталья Трофимова
Старший консультант по сну, педиатр
Американская академия педиатрии не рекомендует использовать соску после 6 месяцев, с появлением молочного прикуса. Показано, что чем дольше ребенок использует пустышку, тем сильнее ее влияние на развитие прикуса, челюстей. И потом сложнее и дороже лечение у ортодонта.

В 2008 году в Бразилии обследовали дошкольников 3–6 лет для выявления факторов риска нарушений прикуса. Оказалось, что нарушение молочного прикуса у детей напрямую связано с продолжительностью сосания соски после 2 лет и типом дыхания ртом. Не было обнаружено достоверной связи между привычкой сосать пальцы, увеличенными аденоидами и возникновением неправильного прикуса.

В другом исследовании в 2001 году сравнивали строение зубной дуги и смыкание челюстей (окклюзию) у детей 4–5 лет, которые прекратили сосать пустышку в 1, 2, 3 года и после 3 лет. Более серьезные аномалии прикуса наблюдались у детей, которые продолжали сосать пустышку после 4 лет (уменьшение ширины верхнечелюстной дуги, большая распространенность открытого прикуса и заднего перекрестного прикуса), но заметные изменения были и у тех, кто продолжал сосать соску после 2 лет (большая ширина нижней челюстной дуги, значительно меньшая высота неба). Отрицательные стоматологические эффекты в виде переднего открытого прикуса, заднего перекрестного прикуса и различных диастазов (больше 4 миллиметров) увеличивались пропорционально продолжительности сосания соски.
Пустышка и развитие речи
С одной стороны, сам факт привычки к соске у детей до 1,5–2 лет не может вызвать серьезной задержки речевого развития, так как в это время идет накопление пассивного словарного запаса, активная речь отдельными словами или единичные короткие фразы. Большее влияние оказывает то, как малыш проводит время: в играх или перед экраном телевизора, общаясь только с мамой или с многочисленными родственниками, знакомыми взрослыми и сверстниками.

С другой стороны, если пустышка во рту практически постоянно, это мешает и в 1,5–2 года причиной темповой задержки вполне может быть. Но время сосания в течение суток никто не отслеживает, это сложно измерить в исследованиях, а анкетирование родителей проводили уже после того, как дети от этой привычки избавились, поэтому результаты исследований неоднозначные. Но, как и с нарушением прикуса, длительность сосания в годах имеет значение.

В 2007 году в Чили исследование показало трехкратное увеличение риска нарушения речи при сосании пальцев и при использовании пустышки в течение 3 и более лет.

В 2018 году Сиднейский университет провел исследование связи нарушений звукопроизношения у дошкольников и сосания в прошлом соски, бутылочки, пальца, длительного ГВ. Незначительные взаимосвязи выявлены в отношении сосания пустышки более 1 года и нарушением правильности произношения согласных; при менее продолжительном использовании соски связи не выявлено.
Как отучить ребенка от пустышки
Некоторые дети не расстаются с пустышкой не только ночью, но и днем. В этом случае для малыша пройдет легче постепенный отказ от соски. Сначала пустышку можно убрать во время дневного бодрствования: занять ребенка веселыми играми, спеть вместе песенку, поиграть в кукольный театр – отвлекать его каждый раз, как он вспомнит о пустышке. Постепенно убрать соску на дневной сон, а позже, когда ребенок привыкнет засыпать без нее днем, отказаться от пустышки и ночью – придумать свой ритуал отхода ко сну и заменить сосание пустышки любимой «сонной игрушкой».

Есть и другой, более быстрый, способ отучить ребенка старше 2 лет от пустышки. Предложите ребенку поделиться соской с птичкой или кошечкой, расскажите, что они маленькие и им тоже нужна пустышка. Положите соску на лавочку или просто спрячьте в сумке, при этом похвалите малыша за то, что он не пожалел свою соску.

Бывает так, что дети случайно роняют свои пустышки в труднодоступные места – в речку, в колодец, в море. Это тоже предлог объяснить ребенку, что пустышку при всем желании не вернуть. А еще можно подарить свою пустышку Деду Морозу в благодарность за его подарки: завернуть в красивую бумагу и положить под елку.
Личный опыт руководителя BabySleep Елены Мурадовой
Когда моей третьей дочери исполнялось 2 года, мы отмечали праздник в ресторане на берегу реки. Вообще подойдет любой водоем, озеро (или вдруг вам повезло жить на море). Далее собираете всех детей и обязательно того, кто пока с соской. Играете у воды. И ждете, пока малыш свою соску выбросит в воду – посмотреть, как она красиво тонет. Все. Дальше дело за малым – не купить новую. Настроиться, что 3–5 дней немного «поштормит» – давайте малышу как можно больше контакта, вспоминайте в 47 раз, как она тонула, искренне сопереживайте и утешайте, если нужно. Почему это работает?
  • Естественные последствия. Никто ничего не придумал. Достать нельзя, ее действительно больше нет.
  • Мама не придумывает про «забрал барсук», «нужна другому малышу» и т.д. Дети часто не слышат слов, но считывают неуверенные интонации.
  • Уверенность и спокойствие мамы всегда передается ребенку. И любая ситуация воспринимается как нормальная. Абсолютно любая. И принимается, если мама рядом и помогает справиться.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Лариса Суркова
Семейный и детский психолог
Я не буду однозначно заявлять, пустышка – это добро или зло. Некоторых мам она спасает, других раздражает. Вопрос: если ребенок ее сосет, как и когда заниматься отучением?

Оптимальным возрастом для расставания с соской является период 2,5–3 лет. Для этого есть целый ряд причин:
  • перестают резаться зубы;
  • речь выходит на высокий уровень;
  • ребенка можно успокоить разнообразными способами, в том числе просто разговором;
  • ребенок входит в стадию развития «я большой».
Если вы видите, что ребенок готов расстаться с пустышкой раньше – не тяните, используйте момент.

К моменту отучения должна остаться только одна пустышка. И никаких «на всякий случай». Только одна! Ребенок должен уметь засыпать без пустышки или пользоваться ей не постоянно.

Начинайте всегда с разговоров. Очень часто, если момент выбран верно, дети охотно дарят соску малышам, кошкам и так далее. Не советую использовать хрен, горчицу и тому подобное. Ребенок большой, он просто вымоет соску, а вы будете проигравшим.

Самый простой способ – надрезать соску чуть-чуть сверху. В соску начинает попадать воздух, она сплющивается. Через пару дней отрезать еще кусочек, потом еще. Так, через 5–6 дней соска становится совершенно непригодной.

Многое зависит от уровня зрелости ребенка! Говорите с ним, обсуждайте, сочиняйте истории. Ваш метод обязательно найдется, главное – точно определить момент.
Если ваш ребенок уже расстался с пустышкой, но все так же с трудом засыпает и плохо спит, приходите в BabySleep на экспресс-консультацию. Мы подскажем, как помочь вашему ребенку засыпать легче и спать без пробуждений.

В статье использованы материалы: NCBI, Semanticscholar.
3525
2
Понравилась статья? 6
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

11 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (2)

Оставить комментарий

Ольга

Здравствуйте! Ребёнку девять месяцев. С пустышкой имеет дело только перед сном и на продлении. Иногда вообще засыпает без пустышки. В другой раз можно ли считать, что ребёнок засыпает без пустышки, если я достаю её в течении минуты, как ребёнок закрыл глаза и уже не дёргается? Достав пустышку, малыш может что-то «промурлыкать» и подёргаться. Или же это бесполезно и доставать самой не стоит? Или уже просто стараться вообще не давать пустышку?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Ольга, здравствуйте!
Судя по тому, что вы описываете, сильной зависимости от пустышки у малыша нет. И с точки зрения сна, это очень хорошо. Поэтому можно использовать пустышку как дополнительный инструмент успокоения, если нужно, а после засыпания забирать.

06 сентября 2022

Сон по возрастам

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
70498
2
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
211138
39
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
135266
0