babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Метод BabySleep

26.03.2024
7858
0
12
Метод BabySleep
Как наладить сон
Методика BabySleep — это способ быстрого и бережного улучшения сна ребенка, обучения его самостоятельному засыпанию. Подходит для большинства детей старше 5,5–6 месяцев.

Основа методики BabySleep — реагирование на сигналы и запросы ребенка, в отличие от других «быстрых» методик, предусматривающих их игнорирование. Таким образом, работа по методике способствует укреплению надежной привязанности у ребенка и большей уверенности родителей в своих силах.

Методика BabySleep — это не борьба с ребенком, не наказание, не тренировка. Это последовательный план четких действий, ведущих к постепенному формированию навыка самостоятельного засыпания – с уверенной поддержкой заботливого взрослого, который всегда находится рядом и помогает адаптироваться к новым обстоятельствам засыпания.

Для здоровья, хорошего настроения и гармоничного развития малыша важен качественный и полноценный сон. Зная это, родители помогают детям освоить навык самоуспокоения — последовательно и спокойно, подобно тому, как терпеливо учат ребенка самостоятельно есть ложкой или правильно переходить дорогу.
Календарь кризисов ребенка

Подготовка — важнейшая составляющая успеха

Для быстрого обучения самостоятельному засыпанию по методике BabySleep без сильного протеста важно, чтобы у ребенка был налажен подходящий ему по возрасту и индивидуальным особенностям ритм сна и бодрствования в течение дня (режим). Это «настраивает» внутренние «биологические часы», помогая засыпанию, и позволяет предсказуемо готовить ребенка к укладыванию заранее.

Также до начала работы по методике нужно расширить круг ассоциаций на засыпание (АЗ). Важно, чтобы во время засыпания ребенок чувствовал не только привычную сильную ассоциацию (сосание, качание и т.д.), но и другие, дополнительные, более слабые: звуковые (колыбельная, шипение, мычание и т.д.) и тактильные (поглаживание, похлопывание, игрушка для сна и т.д.).

Порядок действий: описание методики BabySleep

Процесс обучения самостоятельному засыпанию по методике BabySleep разделен на 5 последовательных этапов. Это позволяет динамично двигаться к результату и в то же время максимально избегать протеста ребенка при изменении привычного способа укладывания, помогает ему мягче адаптироваться к новым условиям засыпания.

5 этапов методики BabySleep

  1. Уснуть «в стопе», т. е. убрать привычную ассоциацию (грудь, качание и т.д.) в момент погружения в сон
  2. Отложить ребенка от себя на расстояние (на большой кровати или в кроватку) через привычное успокоение
  3. Уснуть без сильной АЗ, взрослый рядом
  4. Уснуть на расстоянии от взрослого
  5. Уснуть без взрослого в комнате (если есть такая цель)

Этап 1. Уснуть «в стопе»

Цель этого шага — помочь ребенку сформировать умение засыпать без привычной сильной АЗ (сосание груди, бутылочки, пустышки, качание и т.д.). В последние 15–30–60 секунд перед погружением в сон, после привычного расслабления, нужно мягко остановить свою помощь.

Взрослый проводит привычный успокаивающий ритуал укладывания, помогает ребенку расслабиться тем способом, которым он привык. Раньше ребенок входил в сон с помощью этой ассоциации, а теперь задача в том, чтобы после расслабления и «обмякания» остановить привычное действие чуть раньше, чем он заснет. Например, постепенно перестать качать, аккуратно достать грудь или соску из ротика, продолжая помогать ребенку окончательно заснуть уже ставшими привычными дополнительными АЗ.

Если ребенок начинает беспокоиться, нужно снова помочь ему расслабиться — так, как он привык (приложить к груди, вернуть соску, покачать). И после расслабления снова «сделать» стоп (замедлить и плавно остановить качание, мягко забрать грудь, когда сосательные движения станут менее интенсивными и появятся паузы).

Нормально в первые, адаптационные, дни сделать много попыток остановить сильную ассоциацию и снова возвращать ее при беспокойстве. Главное не нервничать и не переживать, что сразу не получается. Не бороться с ребенком, спокойно снова и снова успокаивать и помогать ему расслабиться привычным способом, но как только он «обмякает», делать плавный стоп.

Если ребенок начинает возбуждаться и уставать из-за того, что не может уснуть новым способом, для первого дня может быть достаточно 5–8 попыток. Если видно, что в первый день уложить по-новому не получается, важно не начинать борьбу, а просто уложить ребенка привычным способом. Со второго–третьего дня стоит действовать более решительно, стараться поймать правильный момент.

Настрой и «мысли вслух»

Важно не торопиться, многократно повторять новый сценарий. За мгновение до погружения в сон останавливать помощь. И еще раз. И еще.

Нужно действовать последовательно, настойчиво, но мягко. Задача на данном этапе — показать ребенку, что можно уснуть по-другому, и поддержать его в ходе привыкания к изменениям. Мама рядом, мама любит и помогает. Все хорошо, ребенок просто учится засыпать новым способом. Внутренний настрой очень важен. А для этого важно иметь четкий план. Дети чувствуют родительскую уверенность. Чем более последовательны в своих действиях взрослые, тем быстрее малыш примет изменения в условиях засыпания.

Когда получится останавливать сильную ассоциацию до погружения в сон 2–3 дня подряд, можно переходить к следующему этапу. Если ребенку нужно больше времени, чтобы сформировать и закрепить новый опыт, дайте ему эту возможность. Но не задерживайтесь на первом этапе дольше 5 дней, если вы решили двигаться по быстрой методике.

Итог 1 этапа — ребенок умеет засыпать без привычной сильной АЗ в момент погружения в сон.

Этап 2. Отложить на расстояние (на кровать или в кроватку) через привычное успокоение

Цель этого этапа — помочь ребенку сформировать умение засыпать на расстоянии от взрослого (в кроватке или на кровати родителей при совместном сне) в момент погружения в сон. Успокаивая его при необходимости привычной сильной ассоциацией, но не до окончательного засыпания.
Проведите ритуал укладывания, помогите ребенку расслабиться привычным способом (например, приложив к груди или укачивая). Когда ребенок расслабится (глаза закрыты, дыхание ровное, тело обмякло), остановите сильную ассоциацию (этап 1) и переложите его, продолжая помогать заснуть с помощью дополнительных ассоциаций.

При беспокойстве ребенка (поднывает, похныкивает) возьмите его на руки, чтобы успокоить, дождитесь момента, близкого к погружению в сон, и снова переложите.

При сильном беспокойстве ребенка (волнуется, начинает плакать) возьмите его на руки и восстановите привычную сильную АЗ (приложите к груди, покачайте и т.д.). Дождитесь сильного расслабления, близкого к погружению в сон, остановите привычную помощь (этап 1) и переложите снова.

В первый, адаптационный, день работы на этом этапе рекомендуется перекладывать 3–5 раз. Если не получается, уложить, как на этапе 1. Со 2–3 дня увеличивайте количество попыток до 5–8 и более, ориентируясь на состояние и реакции ребенка, на 4–5 день действуйте так до засыпания.

Если ребенок реагирует на перекладывание бурно, есть сильный протест или слезы, необходимо проанализировать, насколько успешно проведен этап подготовки к методике и отработан 1 этап.

Итог этапа 2 — ребенок засыпает в своей кроватке или на родительской кровати с помощью только дополнительных ассоциаций. Для него становится привычным, что в момент погружения в сон он лежит на ровной поверхности.

Уже с этого этапа многие родители замечают, что ребенок стал реже просыпаться. Ведь через цикл сна в момент микропробуждения он «вспомнит» уже привычное для него место для засыпания. Если улучшений пока не происходит, важно последовательно двигаться дальше по этапам методики, чтобы малыш постепенно научился засыпать на поверхности без активной помощи. Как только новый навык засыпания будет закреплен, количество ночных пробуждений, связанных с АЗ, начнет динамично сокращаться.

Дальнейшие действия

Третий этап методики BabySleep предполагает ввод паузы между помощью при укладывании и моментом засыпания. Для успокоения можно обнять малыша или взять на руки, но последовательно возвращать его в кроватку или откладывать на расстояние при совместном сне. Первые три этапа непростые, но, как правило, при отсутствии ошибок и непоследовательности проходят без сильного сопротивления ребенка. Хотя возбудимые, темпераментные дети могут протестовать.

На третьем этапе чем более продолжительные паузы получается делать, тем быстрее ребенок найдет способ расслабиться и сможет уснуть самостоятельно, а значит быстрее будет достигнут результат в сокращении ночных пробуждений.

Третий и последующие этапы методики, как правило, требуют довольно сложного подстраивания под индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и реакции.

Почему работать по методике рекомендуется с сопровождением консультанта

Учитывая многолетний опыт ежедневной практической работы с семьями, второй и последующие этапы методики BabySleep мы рекомендуем проводить с помощью консультанта по сну, обратившись индивидуально к специалисту или в Школу BabySleep.

Почему это важно? Сопровождение опытного специалиста состоит в адаптации методики под конкретный возраст и особенности ребенка и ситуации, это существенно снижает количество слез и протеста при адаптации к новым привычкам в засыпании.

Во время сопровождения по методике консультант BabySleep находится на связи ежедневно, наблюдая за реакциями ребенка и оперативно внося корректировки в действия родителей, принимает решение о продолжительности того или иного этапа, учитывая развитие ситуации.

На втором и третьем этапах, когда ребенок первый раз засыпает без сильной ассоциации (сосание, качание и т. д.), важно найти баланс между «дать возможность научиться успокаиваться самостоятельно» и «поддержкой в адаптации к новым привычкам». Именно эти шаги подстраиваются максимально индивидуально, что приводит к улучшению сна с минимальным сопротивлением ребенка, если действовать системно и последовательно.

Однако бессонные ночи изматывают. Родители могут испытывать целую палитру эмоций от раздражения до чувства вины. Сложно быть уверенным, системным и последовательным, когда ты нормально не спишь уже пару месяцев, а иногда и лет. У многих родителей просто нет сил, и они сдаются при первых сложностях.
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Метод BabySleep
Сопровождение консультанта по сну — не только информация, но и поддержка во время работы над сном. Это поможет вам сохранить мотивацию, сберечь время и эмоциональный ресурс.

Методика помогает формировать новые привычки засыпания

Методика BabySleep — это четкий план действий по смене привычек, а точнее привычных ассоциаций на засыпание. Менять привычки сложно не только взрослым, но и детям. Но дети чаще всего адаптируются к новому быстрее взрослых. И им легче, если рядом уверенный заботливый взрослый.

Если у кого-то возникает необходимость отлучиться (например, по состоянию здоровья или в роддом), ребенок в любом случае уснет как-то по-другому. И очень быстро новый способ укладывания станет для него привычным.
Если сейчас кажется, что малыш никогда не уснет без укачивания по ночам, потому что только так он засыпает уже много месяцев, просто знайте, что чаще всего ребенок способен поменять эту привычку за 3–14 дней.
Важно!

Начинать обучение навыку самостоятельного засыпания по методике BabySleep рекомендуется с укладывания на ночной сон. Вечером уснуть и принять изменения легче, чем днем: помогают давление сна, которое нарастает за день, циркадианный ритм и высокая концентрация «гормона ночи» мелатонина.
Во время ночных пробуждений нужно действовать так же, как при укладывании на ночной сон.

При укладывании по методике на дневной сон будьте готовы к тому, что и при продлении сна потребуется также последовательно отработать все этапы. В случае коротких снов и необходимости помощи в продлении ребенок начнет спать дольше, когда закрепит навык самостоятельного засыпания и продления сна.

Когда ждать результат

Методика BabySleep в среднем рассчитана на 14 дней. Каждый этап длится примерно 3 дня. При сопровождении консультанта в рамках индивидуальной работы или в Школе BabySleep улучшение сна чаще всего заметно на 3–5 день обучения. На 7-12 день отмечаются стабильные продолжительные отрезки ночного сна от кормления до кормления по возрасту. Как правило, после 6 месяцев это 1–2 ночных кормления.
7858
0
Понравилась статья? 12
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Личная консультация по сну до результата от Елены Мурадовой

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Елена Мурадова – сертифицированный консультант по детскому и семейному сну (диплом IPHI Maternity & Child Sleep Consultant, США). Основоположник русскоязычной школы мягких методик, практикует с 2011 года.

Наши клиенты: Регина Тодоренко, Лариса Суркова, Наталья Подольская, Саша Зверева, Настасья Белочкина, Михаил и Влада Дашкиевы, Евгений Кузнецов и другие звездные мамы и папы уже наладили сон детей и рекомендуют Елену Мурадову как самого опытного консультанта в России.

Запись к Елене Мурадовой
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
157413
14
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
448889
94
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
308729
34