- Уснуть «в стопе», т. е. убрать привычную ассоциацию (грудь, качание и т.д.) в момент погружения в сон
-
Отложить ребенка от себя на расстояние (на большой кровати или в кроватку) через привычное успокоение
-
Уснуть без сильной АЗ, взрослый рядом
-
Уснуть на расстоянии от взрослого
-
Уснуть без взрослого в комнате (если есть такая цель)
Этап 1. Уснуть «в стопе»
Цель этого шага — помочь ребенку сформировать умение засыпать без привычной сильной АЗ (сосание груди, бутылочки, пустышки, качание и т.д.). В последние 15–30–60 секунд перед погружением в сон, после привычного расслабления, нужно мягко остановить свою помощь.
Взрослый проводит привычный успокаивающий ритуал укладывания, помогает ребенку расслабиться тем способом, которым он привык. Раньше ребенок входил в сон с помощью этой ассоциации, а теперь задача в том, чтобы после расслабления и «обмякания» остановить привычное действие чуть раньше, чем он заснет. Например, постепенно перестать качать, аккуратно достать грудь или соску из ротика, продолжая помогать ребенку окончательно заснуть уже ставшими привычными дополнительными АЗ.
Если ребенок начинает беспокоиться, нужно снова помочь ему расслабиться — так, как он привык (приложить к груди, вернуть соску, покачать). И после расслабления снова «сделать» стоп (замедлить и плавно остановить качание, мягко забрать грудь, когда сосательные движения станут менее интенсивными и появятся паузы).
Нормально в первые, адаптационные, дни сделать много попыток остановить сильную ассоциацию и снова возвращать ее при беспокойстве. Главное не нервничать и не переживать, что сразу не получается. Не бороться с ребенком, спокойно снова и снова успокаивать и помогать ему расслабиться привычным способом, но как только он «обмякает», делать плавный стоп.
Если ребенок начинает возбуждаться и уставать из-за того, что не может уснуть новым способом, для первого дня может быть достаточно 5–8 попыток. Если видно, что в первый день уложить по-новому не получается, важно не начинать борьбу, а просто уложить ребенка привычным способом. Со второго–третьего дня стоит действовать более решительно, стараться поймать правильный момент.
Настрой и «мысли вслух»
Важно не торопиться, многократно повторять новый сценарий. За мгновение до погружения в сон останавливать помощь. И еще раз. И еще.
Нужно действовать последовательно, настойчиво, но мягко. Задача на данном этапе — показать ребенку, что можно уснуть по-другому, и поддержать его в ходе привыкания к изменениям. Мама рядом, мама любит и помогает. Все хорошо, ребенок просто учится засыпать новым способом. Внутренний настрой очень важен. А для этого важно иметь четкий план. Дети чувствуют родительскую уверенность. Чем более последовательны в своих действиях взрослые, тем быстрее малыш примет изменения в условиях засыпания.
Когда получится останавливать сильную ассоциацию до погружения в сон 2–3 дня подряд, можно переходить к следующему этапу. Если ребенку нужно больше времени, чтобы сформировать и закрепить новый опыт, дайте ему эту возможность. Но не задерживайтесь на первом этапе дольше 5 дней, если вы решили двигаться по быстрой методике.
Итог 1 этапа — ребенок умеет засыпать без привычной сильной АЗ в момент погружения в сон.
Этап 2. Отложить на расстояние (на кровать или в кроватку) через привычное успокоение
Цель этого этапа — помочь ребенку сформировать умение засыпать на расстоянии от взрослого (в кроватке или на кровати родителей при совместном сне) в момент погружения в сон. Успокаивая его при необходимости привычной сильной ассоциацией, но не до окончательного засыпания.
Проведите ритуал укладывания, помогите ребенку расслабиться привычным способом (например, приложив к груди или укачивая). Когда ребенок расслабится (глаза закрыты, дыхание ровное, тело обмякло), остановите сильную ассоциацию (этап 1) и переложите его, продолжая помогать заснуть с помощью дополнительных ассоциаций.
При беспокойстве ребенка (поднывает, похныкивает) возьмите его на руки, чтобы успокоить, дождитесь момента, близкого к погружению в сон, и снова переложите.
При сильном беспокойстве ребенка (волнуется, начинает плакать) возьмите его на руки и восстановите привычную сильную АЗ (приложите к груди, покачайте и т.д.). Дождитесь сильного расслабления, близкого к погружению в сон, остановите привычную помощь (этап 1) и переложите снова.
В первый, адаптационный, день работы на этом этапе рекомендуется перекладывать 3–5 раз. Если не получается, уложить, как на этапе 1. Со 2–3 дня увеличивайте количество попыток до 5–8 и более, ориентируясь на состояние и реакции ребенка, на 4–5 день действуйте так до засыпания.
Если ребенок реагирует на перекладывание бурно, есть сильный протест или слезы, необходимо проанализировать, насколько успешно проведен этап подготовки к методике и отработан 1 этап.
Итог этапа 2 — ребенок засыпает в своей кроватке или на родительской кровати с помощью только дополнительных ассоциаций. Для него становится привычным, что в момент погружения в сон он лежит на ровной поверхности.
Уже с этого этапа многие родители замечают, что ребенок стал реже просыпаться. Ведь через цикл сна в момент микропробуждения он «вспомнит» уже привычное для него место для засыпания. Если улучшений пока не происходит, важно последовательно двигаться дальше по этапам методики, чтобы малыш постепенно научился засыпать на поверхности без активной помощи. Как только новый навык засыпания будет закреплен, количество ночных пробуждений, связанных с АЗ, начнет динамично сокращаться.
Дальнейшие действия
Третий этап методики BabySleep предполагает ввод паузы между помощью при укладывании и моментом засыпания. Для успокоения можно обнять малыша или взять на руки, но последовательно возвращать его в кроватку или откладывать на расстояние при совместном сне. Первые три этапа непростые, но, как правило, при отсутствии ошибок и непоследовательности проходят без сильного сопротивления ребенка. Хотя возбудимые, темпераментные дети могут протестовать.
На третьем этапе чем более продолжительные паузы получается делать, тем быстрее ребенок найдет способ расслабиться и сможет уснуть самостоятельно, а значит быстрее будет достигнут результат в сокращении ночных пробуждений.
Третий и последующие этапы методики, как правило, требуют довольно сложного подстраивания под индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и реакции.
Почему работать по методике рекомендуется с сопровождением консультанта
Учитывая многолетний опыт ежедневной практической работы с семьями, второй и последующие этапы методики BabySleep мы рекомендуем проводить с помощью консультанта по сну, обратившись индивидуально к специалисту или в Школу BabySleep.
Почему это важно? Сопровождение опытного специалиста состоит в адаптации методики под конкретный возраст и особенности ребенка и ситуации, это существенно снижает количество слез и протеста при адаптации к новым привычкам в засыпании.
Во время сопровождения по методике консультант BabySleep находится на связи ежедневно, наблюдая за реакциями ребенка и оперативно внося корректировки в действия родителей, принимает решение о продолжительности того или иного этапа, учитывая развитие ситуации.
На втором и третьем этапах, когда ребенок первый раз засыпает без сильной ассоциации (сосание, качание и т. д.), важно найти баланс между «дать возможность научиться успокаиваться самостоятельно» и «поддержкой в адаптации к новым привычкам». Именно эти шаги подстраиваются максимально индивидуально, что приводит к улучшению сна с минимальным сопротивлением ребенка, если действовать системно и последовательно.
Однако бессонные ночи изматывают. Родители могут испытывать целую палитру эмоций от раздражения до чувства вины. Сложно быть уверенным, системным и последовательным, когда ты нормально не спишь уже пару месяцев, а иногда и лет. У многих родителей просто нет сил, и они сдаются при первых сложностях.