Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

07.10.2016
344846
72
614
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Развитие ребенка
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий. И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Календарь кризисов ребенка

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребенка:

  • буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • не дает себя одевать;
  • стесняется окружающих;
  • внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
  • проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • проявляет инициативу;
  • делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
  • изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
  • пытается осторожно обращаться с вещами.
Опрос

Во сколько ваш ребенок просыпается утром?

Проголосовали: 97571

Как помочь ребенку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
  • не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться — любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • пусть он подражает другим людям, а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.

Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
  • будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды — все, что делают взрослые;
  • прятки;
  • книжки-игрушки;
  • мячики;
  • песочница;
  • чаепитие с игрушками;
  • игрушки-каталки;
  • катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
344846
72
Понравилась статья? 614
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

12 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (72)

Оставить комментарий

Ольга

Добрый День ! Ребенку 14 месяцев и 10 дней, стал просыпаться в 6 утра и плакать, продлеваю сон и опять засыпает до 7 утра, обычно режим такой :
Подъем 7 утра
Вб 4 часа
ДС1 11.00-12.10
Вб 4.10
ДС2 16.20-17.10
Вб 4.20
НС 21.30
Но он каждый раз просыпается в 6 утра, сегодня продлили сон до 7 утра и дотянули первое ВБ до 5.40 и ушли на один сон 2 часа, потом вб было 6 часов и заснули в 20.30 проснулся в 6 утра с истерикой, не знаю как быть и что делать ? Почему просыпается в 6 утра не зависимо от того во сколько лег и плачет

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Ольга, добрый день!
Я думаю, эти пробуждения в 6 утра связаны с начавшимся переходом на один дневной сон. Один из признаков начала смены режима: при двух стабильных дневных снах ребенок начинает раньше просыпаться утром. То есть малыш "перерастает" режим с двумя снами, ночь становится короче, и из-за этого портится качество ночного сна.
Можно начать с небольшого сокращения дневных снов, минут на 10 каждый. Это временная мера, позволит чуть раньше укладывать вечером или просто избежать дальнейшего сдвига вечернего укладывания на все более позднее время. И да, можно периодически, после хорошей ночи или при более позднем, чем обычно подъеме устраивать день с одним сном. Но в целом, скорее всего, ребенок просто перерастет проблему этих пробуждений, когда окончательно сбросит второй сон и режим станет стабильным.

29 ноября 2023

Мария

Добрый вечер
Проблема появилась без какой-либо причины, в год и месяц (сейчас ей уже год и два месяца)
Она редко успокаивается сама, чаще с нашей помощью в виде посидеть у кроватки и положить руку на неё
Если успокаивается, бывает ночи что спит до утра, но чаще просыпается ещё раз или два пока не возьму с собой спать
До момента появления проблем, спала в отдельной комнате

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Мария, здравствуйте!
Причиной мог стать скачок развития (ребенок сильнее возбуждается в этот период) и второй пик страха сепарации, который приходится на возраст около года.
Я бы в такой ситуации пошла на компромисс: вернула бы взрослого в комнату на время засыпания, чтобы дочка успокоилась, перестала нервничать из-за того, что мама/папа могут уйти. Когда она будет засыпать снова быстро и спокойно, начала бы ненадолго выходить, сначала буквально на полминуты, обязательно предупредив ее, что сейчас вернусь. И понемногу удлиняла бы время отсутствия. Первые выходы из комнаты не имею цели, чтобы ребенок уснул без вас, они просто "напоминают", что это нормально, если мама/папа ненадолго вышли, и что они обязательно снова придут.

15 ноября 2023

Сон по возрастам

Вера

Добрый день!
Начиная с 13,5 месяцев у ребенка ухудшился ночной сон. Просыпается по 5 раз за ночь, дольше 2 часов не спит. Первый сон 40 минут - 1,5 часа. Ночью просыпается часто с криками, как будто болит что-то. Сейчас малышке 14,5 месяцев. Все это время демонстрирует признаки скачка роста и новые умелки. Так же скорее всего лезут зубы.
Наш режим за это время был очень разным то вставали в 9:30 и дожили после 11 на 2 снах. Засыпания были и долгими и короткими, с грудью и укачиваниями. Сейчас вроде перешли на 1 сон (то он был несколько дней, то снова 2 сна, но тогда засыпает плохо и после второго сна просыпается без настроения с плачем). На 1 мне засыпает легко на груди за 5 минут. Наш график сейчас: подъем около 8:30, 1 вб - 5 часов, дс - 1 час 15 минут. Может меньше, может больше. Продлить сон не удается. Второе вб - 6 часов. В ночь обычно засыпает около 20:30-20:50. Иногда легко, иногда трудно.
Подскажите, пожалуйста, с чем это может быть связано? Режим, зубы, скачок так долго?
У нас совместный сон с приставной кроваткой. Если просыпается в ней, часто зовёт меня и ползет ко мне. И просит грудь всегда.
Заранее благодарю за ответ.

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Вера, здравствуйте!
Я думаю, что причина комплексная:
- малышка еще не адаптировалась к режиму с одним сном, сильно устает из-за длинных ВБ, а дневной сон у нее довольно короткий. Отсюда перевозбуждение к вечеру. Если есть возможность, устраивайте раз в 3-4 дня "разгрузочные" два сна, чтобы она могла отдохнуть с более короткими ВБ;
- очевидно, есть сильная ассоциация на засыпание, привычка засыпать с грудью. Из-за этого малышка нуждается в груди для продления сна, при ночных пробуждениях. Обычно мы рекомендуем разделение груди и засыпания - постепенное или более быстрое с одновременным обучением самостоятельному засыпанию - но этим можно будет заниматься, когда стабилизируется режим.

15 ноября 2023

Показать еще 3 комментария из 72

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
126139
8
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
221884
19
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
219250
30