Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

07.10.2016
407784
84
719
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Развитие ребенка
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий. И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Календарь кризисов ребенка

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребенка:

  • буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • не дает себя одевать;
  • стесняется окружающих;
  • внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
  • проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • проявляет инициативу;
  • делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
  • изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
  • пытается осторожно обращаться с вещами.
Опрос

Во сколько ваш ребенок просыпается утром?

Проголосовали: 114086

Как помочь ребенку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
  • не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться — любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • пусть он подражает другим людям, а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.

Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
  • будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды — все, что делают взрослые;
  • прятки;
  • книжки-игрушки;
  • мячики;
  • песочница;
  • чаепитие с игрушками;
  • игрушки-каталки;
  • катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
407784
84
Понравилась статья? 719
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

13 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (84)

Оставить комментарий

Наталья

Здравствуйте. Сейчас доче 1,3г, переходим на один сон, в основном сейчас один сон, ночь стала ужасная. Может проснуться в 2 часа и гулять до 5.30, может проснуться в 5.30 и так далее. Но два сна уже никак не влезит, даже если они будут по 40 минут. Вб выросло. Вб в среднем 5.10-5.30. Это может быть скачок или проблема в режиме?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Наталья, добрый день!
Опишите, пожалуйста, режим: в какое время дочка встает, в какое время дневной сон и какой продолжительности, во сколько засыпает на ночь. Спасибо!

11 июля 2024

Наталья

Здравствуйте, ребенку 1.2г, решила попробовать перевести на 1 ДС, так как второй сон уже не помещается. Первый день все было хорошо: 9.00 - подъем, 14.00 - сон до 15.40, уход в ночь в 21.00.
Второй день: 9.00 - подъем, 14.00 сон до 15.50, уход в ночь 21.00. На третий день ребенок проснулся в 6.45, ночь спала плохо. Не готова еще к одному сну?

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Наталья, здравствуйте!
Да, малышка еще может быть в переходном периоде, не до конца готова к отказу от второго сна. В такой ситуации мы рекомендуем раз в несколько дней устраивать "отдых": более короткое бодрствование и два сна (для этого первый сон продлевать не нужно, наоборот, короткий первый сон повышает вероятность, что ребенок уснет на второй сон и не слишком поздно).
Кроме того, обратите внимание на режим в целом. Вы ожидаете от дочки 12-часового ночного сна, с 9 вечера до 9 утра. Она спала такие длинные ночи раньше? Если нет, то этом может быть разовым явлением - ребенок отсыпается после сильной усталости/долгого ВБ. Но ежедневно такие ночи вряд ли будут повторяться. Большинство малыше спят ночью около 11 часов + 2 часа дневного сна - то есть на бодрствование в сутки остается примерно 11 часов. Поэтому контролируйте общее ВБ за сутки, чтобы не получалось слишком мало, иначе возможны или ранние подъемы, или ночные гуляния, или очень беспокойный ночной сон.

13 июня 2024

Сон по возрастам

Наталья

Здравствуйте, дочке 1год и 1 месяц
Подьем у нас 8:00 8:30
Первый сон через 2 часа где то к 10:00 +_ на 1,5 часа
И 2 сон 5-6 вечера тоже на 1,5-2 часа
На ночной сон уходим в 11-12 ночи
Стала очень трудно уходить на ночной сон , хочет спать ,начинаются то капризы то игры ) сама стала очень капризная и не послушная на прогулках и т.д может быть скачек ? До этого такого не было

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Наталья, здравствуйте!
Да, это может быть связано со скачком. Но есть и вторая причина - режимная, начало перехода на один дневной сон. Переход начинается в 11-12 месяцев, у кого-то немного позже, после года. Меняется потребность в сне и бодрствовании в течение дня, ВБ растет, и при сохранении длинных дневных снов начинает ухудшаться и сокращаться сон ночью. Что у вас и происходит: днем малышка спит до 3-3,5 часов, а ночь уменьшилась до 8-9 часов.
В такой ситуации мы рекомендуем сокращать дневные сны. Можно достаточно резко - сразу ограничить оба максимум часом. Тогда и следующее ВБ станет короче, потому что малышка встанет менее отдохнувшей, и второй сон сдвинется на более раннее время. Вечернее укладывание планируйте в районе 21:30-22:00, раньше не нужно, потому что ваша дочка привыкла ложиться поздно и вряд ли сразу согласиться лечь значительно раньше. Примерно за час до ночного сна приглушайте свет, ограничивайте шумные игры, предлагайте более спокойные занятия. И когда начинается укладывание - уже никаких игр, только сон.

02 мая 2024

Показать еще 3 комментария из 84

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
144318
10
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
272387
30
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
261493
41