Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

07.10.2016
382833
78
685
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Развитие ребенка
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий. И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Календарь кризисов ребенка

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребенка:

  • буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • не дает себя одевать;
  • стесняется окружающих;
  • внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
  • проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • проявляет инициативу;
  • делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
  • изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
  • пытается осторожно обращаться с вещами.
Опрос

Во сколько ваш ребенок просыпается утром?

Проголосовали: 107662

Как помочь ребенку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
  • не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться — любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • пусть он подражает другим людям, а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.

Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
  • будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды — все, что делают взрослые;
  • прятки;
  • книжки-игрушки;
  • мячики;
  • песочница;
  • чаепитие с игрушками;
  • игрушки-каталки;
  • катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
382833
78
Понравилась статья? 685
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

12 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (78)

Оставить комментарий

Мария

Здравствуйте. Дочке 1,2. После болезни сбился режим. Стала просыпаться в 9-10 утра. Стараюсь сделать два сна. Но она может при первом вб (3:15-3:30) поспать 1:10 и от второго сна отказаться. Из-за этого получается второе вб очень большое. Но общее вб в 10 часов для нее маленькое. Соответсвенно появляются ночные гуляние. Если удается сделать два сна, то в ночь уходит в 11-12 ночи. Не знаю как наладить режим. Ночи получаются с бесконечным висением на груди. А гв уже хотелось бы завершить. Посоветуйте как быть. Может стоит оставить на одном дс? Уже больше месяца как чередуем 1-2 сна

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Мария, здравствуйте!
Я бы сначала сдвинула режим обратно, на более раннее время. Можно просто поднимать утром раньше (в 8:30, потом в 8:00 и так до вашего обычного времени подъема), соответственно сдвигать и все сны. Или сделать один сон с максимально длинным ВБ, чтобы дочка рано ушла на ночь и раньше встала на следующий день, и потом уже придерживаться этого более раннего времени подъема.
Сейчас она в процессе перехода на один сон. Многие дети в этот период чередуют количество снов - то два, то один. При двух снах их не нужно продлевать, может быть достаточно даже снов по 40-45 минут. При одном сне важно тянуть ВБ, чтобы не было большого недогула и как следствие гуляний ночью. Если ваша дочка уже держит ВБ 4-4,5 часа утром, можно попробовать несколько дней подряд на одном сне, при необходимости вы всегда сможете "откатиться" на более короткие ВБ и два сна. А если от второго сна она начинает систематически отказываться, тогда без вариантов: один сон, тянуть бодрствования, спокойнее проводить вечер, чтобы избежать перевозбуждения.

21 марта 2024

Дарья

Здравствуйте. Малышке год и 3 месяца. Последние 2 недели стала бояться ездить в транспорте и плакать, когда к ней подходят знакомые люди, перестала проситься на руки к папе. Хотя до этого была максимально контактная и приветливая к людям.
На дневной сон стала укладываться сильно позже обычного, ВБ 6 часов, дневной сон сократился примерно до 1 часа

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Дарья, здравствуйте!
Причиной может быть обострение страха отделения от мамы, у некоторых детей он сохраняется до 2 лет. Если малышка явно боится вас отпускать, избегайте сепарации в течение дня. Если дочка обычно засыпала на дневной сон сама, без вашего присутствия рядом, то временно можно оставаться с ней, если ей так будет спокойнее. Дневной сон мог сократиться из-за более длинного ВБ: малышка, возможно, засыпает дольше, перегуливает и не может продлить сон сама.

25 января 2024

Сон по возрастам

Юлия

Здравствуйте. Моему сыну 1 год и 2 месяца (+2недели). Понимаю,что сейчас он пережил скачок развития и еще это проживает. Беспокоит,что он очень сильно прижимается ко мне (маме) и папу с истерикоц прогоняет,если тот вдруг меня погладит по руке или как-то попробует обнять. Плачет и ему это не ноавится, хотя он обожает папу и у нихособая связь всегда была, а сейчас прям отстронился без причин на то. Что это и как с этим быть? Папа у нас в шоке и растерянности и конечно очень обеспокоен этим, т.к сы н очень долгожданный и папа в нём полностью растворен

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Юлия, добрый вечер!
В возрасте около года у детей наступает второй пик страха отделения от мамы, что как раз может объяснить такое "прилипчивое" поведение.
Ни в коем случае не нужно обвинять ребенка в неправильном поведении. Обнимайте, "тискайте", целуйте, рассказывайте, как вы сильно любите сына. Он уже очень неплохо понимает речь. И также говорите ему, что его сильно любит папа и вы тоже любите папу. Попробуйте предложить ему самому папу обнять или погладить. Делайте это мягко, без принуждения. Можно в игре проигрывать подобный сценарий с игрушками, например, с семьей зайчиков, мишек или машинок.

20 декабря 2023

Показать еще 3 комментария из 78

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
137378
10
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
252215
30
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
243302
38