babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

07.10.2016
441759
94
789
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Развитие ребенка
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий. И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Календарь кризисов ребенка

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребенку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребенка:

  • буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • не дает себя одевать;
  • стесняется окружающих;
  • внезапно может о чем-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
  • проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • проявляет инициативу;
  • делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
  • изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъем, играя с мячиком или машинками;
  • пытается осторожно обращаться с вещами.
Опрос

Во сколько ваш ребенок просыпается утром?

Проголосовали: 123432

Как помочь ребенку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он еще маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребенку экспериментировать в том, что для него не опасно:
  • не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться — любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • пусть он подражает другим людям, а вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Сейчас очень важно установить для ребенка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребенком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведет.

Постепенно социальное поведение ребенка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребенку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
  • будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды — все, что делают взрослые;
  • прятки;
  • книжки-игрушки;
  • мячики;
  • песочница;
  • чаепитие с игрушками;
  • игрушки-каталки;
  • катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Расскажите в комментариях: как у вашего ребенка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
441759
94
Понравилась статья? 789
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Личная консультация по сну до результата от Елены Мурадовой

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Елена Мурадова – сертифицированный консультант по детскому и семейному сну (диплом IPHI Maternity & Child Sleep Consultant, США). Основоположник русскоязычной школы мягких методик, практикует с 2011 года.

Наши клиенты: Регина Тодоренко, Лариса Суркова, Наталья Подольская, Саша Зверева, Настасья Белочкина, Михаил и Влада Дашкиевы, Евгений Кузнецов и другие звездные мамы и папы уже наладили сон детей и рекомендуют Елену Мурадову как самого опытного консультанта в России.

Запись к Елене Мурадовой
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (94)

Оставить комментарий

Ольга

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Сыну 1,1. Проблемы со сном были всегда, как с ночным, так и с дневными, связанные с частыми пробуждениями. Сейчас стал просыпаться реже. Переходит на 1 дневной сон. Подъем около 9.00, сон 13.30-16.00 (продлеваю, как могу). Укладывать на ночь начинаю в 22.00, но затягивается до 23-24.00. Бегает, веселится, капризничает и пр., лишь бы не спать. Независимо от продолжительности дневного сна и количества (иногда спит 2 раза) ночью ситуация одинаковая. За ночь просыпается 3-4 раза. Но больше меня беспокоит то, что сколько бы ребенок не спал, он всегда просыпается в слезах в плохом настроении((( И так месяцев с 6 точно. Неврологов в нашем городе обошли всех, какой-то патологии нет. Спасибо.

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Добрый день, Ольга!
Дело может быть в режиме. У вашего сына достаточно поздний подъем, короткое утреннее бодрствование (всего 4,5 часа) и длинный дневной сон. Если бы он засыпал в 22 часа, то это означало бы недогул - недостаточное бодрствование в целом за сутки - и могли бы появиться ночные гуляния.
Средняя потребность в сне в этом возрасте - примерно 13 часов (может быть и меньше, 12-12,5). При 2,5 часах дневного сна на ночной сон остается 10-10,5 часов. То есть при утреннем пробуждении в 9 вечером ребенок будет готов засыпать в 22:30-23 часа, не раньше. А из-за короткого утреннего бодрствования он долго гуляет вечером, перевозбуждается, и по этой причине уснуть ему сложнее.
Я бы рекомендовала сдвигать утренний подъем на более раннее время, на 7:30-8 часов. Дневной сон оставить в 13:30, но ограничить 2 часами. Вечернее укладывание планировать в 21:30-22 часа, примерно за час организовать спокойное бодрствование с приглушенным светом и тихими играми.

13 ноября 2024

Анна

Здравствуйте! Посчитала сон за неделю - вышло 72 часа, т.е примерно 10 часов в сутки он спит. Количество сна не особо отличается, в будни бужу в 7-7.20, в выходные просыпался сам в 8 утра. Он не стал более капризным, играет и бегает активно. Если просыпается сам, то в основном в хорошем настроении, если бужу - то когда как, но чазе всё таки нормально. Просто не ложится как обычно в 21, а в 23 только. На неделе уснул в 9 вечера, но проснулся через 1,5 часа веселый. Возможно ли, что ему хватает 10 часов сна в сутки.

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Анна, индивидуальная норма может отличаться от "табличных". Смотрим на поведение ребенка:
- если малыш засыпает без сопротивления и достаточно быстро (до 20 минут);
- спит без частых пробуждений и гуляний;
- просыпается в хорошем настроении (это важно!);
- в течение бодрствования активен и позитивен;
- его режим равномерен, нет дней, когда он неожиданно спит на 2-3 часа больше обычного,
тогда, скорее всего, ему хватает сна.
Можно попробовать немного увеличить вечернее ВБ, начинать укладывание ближе к тому моменту, когда ребенок обычно засыпает. Будет ли он тогда засыпать быстрее? Если подъем "съехал" на 9 утра, то вечернее укладывание в 23 дает 10 часов ночного сна, если без гуляний, конечно. Плюс есть сон днем. Тогда получается достаточно сна за сутки, и малыш вполне может высыпаться.

29 августа 2024

Сон по возрастам

Анна

Здравствуйте! Сейчас сыну 1,4, примерно в 1,3 начались проблемы с ночным сном. Всегда ложился спать в 20-21, просыпался в 7-8. Сейчас уложить в 9 вечера нереально, а если засыпает до 10 вечера, просыпается среди ночи и требует гулять или просто играет и так часа 2-3. На укладывание протест, истерика. Дневной сон с 12(13) - 2 часа. Поднимаю все равно в 7-7.30. В выходные, правда, спали до 9. Но это уже я просто не вывожу

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Анна, здравствуйте!
Сколько сейчас реально спит малыш за сутки? Посчитайте общее количество сна, я бы брала полную неделю, раз в выходные вы обычно даете "отоспаться", и определите среднюю цифру за день. Сильно ли различается количество сна в будни и выходные? Изменилось ли поведение малыша? Стал ли он более капризным, начал ли быстрее уставать, в каком настроении обычно просыпается?

22 августа 2024

Показать еще 3 комментария из 94

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
154798
10
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
302346
30
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
286366
41