babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление

14.10.2016
302348
30
627
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Развитие ребенка
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения.

Во время предыдущего скачка развития ваш ребенок научился решать, что ему выбрать, как поступить, куда пойти. Примерно с 1 года и 4 месяца его представление о себе, о маме и папе, обо всем, что его окружает, снова начинает меняться.

Постепенно малышу становится понятно, что в зависимости от его решений все может меняться, что в общении можно проявлять гибкость, что у эмоций много оттенков, а у поступков есть вполне определенные последствия.
Календарь кризисов ребенка

Что происходит

Во время десятого скачка развития ребенок начинает осознавать, что мир вокруг него — чрезвычайно сложная система. И он сам тоже система и является частью другой системы — семьи. Он не похож на соседского ребенка, его дом отличается от других домов, у всех предметов есть какие-то различия.

Даже игрушечная собачка — тоже система, внутри нее есть какой-то механизм, она сама двигается, качает головой и умеет лаять. Осознание всех сложностей этого мира продлится у ребенка долгие годы.
Опрос

Вас беспокоит ночной или дневной сон ребенка?

Проголосовали: 18265

Признаки скачка

Малыш познает все новые и новые явления, а вместе с ними приходят и новые страхи. Как только ребенок разберется со всем, что его удивляет и пугает, капризы и необычное поведение уйдут.

В кризисный период ребенок:
  • часто требует телесного контакта, просится на ручки;
  • капризничает, хнычет, ноет;
  • проявляет ревность;
  • может стать очень ласковым или, наоборот, много озорничать;
  • хуже ест;
  • резко меняет настроение;
  • стесняется окружающих;
  • требует постоянных развлечений.

Время систем

Погружаясь в мир систем, ребенок начинает осознавать себя, свое тело, разделяет понятия «я» и «ты». Он постоянно занят элементарным естествознанием: наблюдает за птицами, животными, погружает мяч под воду и смотрит, как она его выталкивает, с интересом следит за тем, как строем ползут муравьи, а вороны качаются на проводах и не падают.

Малыш принимает все больше участия в жизни семьи, начинает сопереживать, жалеть. Теперь он хорошо понимает, что если мама или папа выйдут из комнаты, то они не перестанут существовать.
Ребенок выбирает наиболее интересную для него деятельность. Кто-то рисует, кто-то играет на музыкальных инструментах, некоторые предпочитают игры с водой. У кого-то активно развивается речь, а кто-то почти не говорит, но готов целый день играть в конструктор или железную дорогу. Позвольте малышу сосредоточиться на том, что для него важно. Предоставьте ему место и время для любимых игр. Это очень важно для его гармоничного развития.

Сон во время скачка развития

И снова вы можете заметить более или менее резкое ухудшение сна у ребенка. Встревоженный и возбужденный переменами малыш может долго укладываться спать, чаще просыпаться ночью и с трудом засыпать, вскакивать очень рано по утрам или испытывать трудности с дневным сном.

Во время кризиса развития очень важно прилагать усилия для успокоения малыша перед сном — заранее заканчивайте прогулки и активные игры дома, избегайте сильных впечатлений перед сном, ограничьте эмоциональную нагрузку вечером и по возможности минимизируйте стрессовые ситуации.

Тщательно следите за признаками усталости и старайтесь избегать «перегуливания» и перевозбуждения. Для эмоциональных, возбудимых деток часто требуется значительно больше времени на подготовку ко сну — необходимо это учитывать при планировании дня.

Во время скачка развития ребенка родителям важно сохранять спокойствие и уверенность — это действует на малыша успокаивающе и помогает ему расслабиться перед сном.

Веселые занятия для этого периода

В это время ребенку может понравиться:
  • прятки;
  • подражания;
  • ролевые игры: в цирк, в театр, в больницу, в магазин;
  • активные игры: догонялки, кружиться, танцевать, лазить, держать равновесие, кидать мяч;
  • пускать мыльные пузыри;
  • кормить животных дома и в зоопарке;
  • рисовать, лепить, клеить наклейки, собирать пазлы из крупных элементов.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ближе к 1,5 годам малыш снова станет спокойным и веселым. Теперь он будет думать и действовать иначе. У него появятся предпочтения в выборе игрушек, он будет выбирать, куда пойти гулять. Его эмоции станут разнообразнее. Возможно, вы заметите, что у ребенка изменился темперамент, он стал интересоваться другими детьми, проявлять сочувствие, если кому-то грустно или больно.

Взгляните на календарь с «молниями». Все ли совпало за эти 1,5 года?
302348
30
Понравилась статья? 627
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Личная консультация по сну до результата от Елены Мурадовой

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Елена Мурадова – сертифицированный консультант по детскому и семейному сну (диплом IPHI Maternity & Child Sleep Consultant, США). Основоположник русскоязычной школы мягких методик, практикует с 2011 года.

Наши клиенты: Регина Тодоренко, Лариса Суркова, Наталья Подольская, Саша Зверева, Настасья Белочкина, Михаил и Влада Дашкиевы, Евгений Кузнецов и другие звездные мамы и папы уже наладили сон детей и рекомендуют Елену Мурадову как самого опытного консультанта в России.

Запись к Елене Мурадовой
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (30)

Оставить комментарий

Анна

Наталья, спасибо! Попробуем перераспределить ВБ.

Анна

Здравствуйте! Очень нужен взгляд специалиста на нашу ситуацию, спасибо!
Дочери 1 год и 5 месяцев (12 апреля), наши перебои начались более двух месяцев назад (я не понимаю, это что за кризис - 1.2 или 1.5, или все вместе?!), все это время прорезываются зубы (без особого дискомфорта, пшикаю анестетиком в крайних случаях), за этот период новых навыков не появилось, дочка ещё не говорит. Вот наш режим:
Пробуждение в 9:00. 1ВБ≈4:30, укладываю на груди за 5-8 мин, дочь сама жмурит глазки - "говорит", что хочет спать. ДС≈1,5 ч в промежутке с 13:30 до 15:30, продлеваю грудью через 55м. И тут начинается самое интересное: дочка зевает через 3-3,5 ч (около 19:00, на ночь вроде рано класть). Укладывать я начинаю, когда ВБ достигает 4,5-5 часов (т.е. около 20:00): выходим из ванной, ребенок начинает вырываться из рук, плакать или бегать по кровати, иногда спокойно читаем книжки, но после этого все равно крики, плач, беготня, на руках на груди не засыпает, ворочается час в кроватке, периодически прикладываясь к груди. В итоге в сон уходит к 22, а то и к 23 часам, то есть ВБ достигает 7 и более часов. До этого зимой НС был стабильно с 20:00/20:30 до 9:00, день проходил в точности, как сейчас (т.е. 1ВБ было 4,5ч, 2ВБ 4,5-5ч).
Вопрос такой: Когда у нас окно в сон?

P.S. Стараюсь на 1ВБ делать акцент на подвижные игры, гуляем пешком на улице; на 2ВБ в основном домашние дела и сенсорные игры. Пробовали выходить на улицу в коляске в сумерки, пробовали без купания, пробовали покормить кашей перед сном - ничего не менялось. Я уже не знаю, что мне делать, и сколько ещё ждать. Памагитеее...

Наталья Трофимова
Старший консультант по сну, педиатр

Добрый день, Анна!

По описанию очень похоже на то, что Вы рано перешли на один сон, так как для этого необходимо без переутомления бодрствовать 5ч минимум. Но девочка "тянула" такой ритм за счет чересчур длинного ночного сна в 13ч, отсыпалась.
Сейчас она подросла и натренировала выносливость, ей мало 4,5ч утром, даже если привычно быстро засыпает. Если бы она бодрствовала с утра достаточно ее ДС не нужно было бы продлевать через 50 минут. Цикл сна в этом возрасте уже более часа - следовательно она не утомилась чтобы проспать дольше.

В купе недогул утром, избыточно относительно ее ВБ продленный ДС создают предпосылку к очень длинному вечернему бодрствованию, даже больше ее физиологии. Вам нужно увеличить утреннее ВБ до 5-6ч, возможно добавить физической активности во второй половине дня и продолжительный контактный спокойный мостик перед укладыванием в ночь.

Классические признаки усталости в этом возрасте можно не ждать, окно в сон уже тоже достаточно емкое, а скорость засыпания и качество сна главные показатели комфортного режима.

11 апреля 2024

Сон по возрастам

Ольга

Анна, Спасибо большое за ответ, у нас еще просыпается через час после ухода в сон

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Ольга, это может быть по той же самой причине - из-за недостаточного ВБ.

01 февраля 2024

Показать еще 3 комментария из 30

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
154800
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
441764
94
Развитие ребенка
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результ...
16.09.2016
286366
41