babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Поведенческая инсомния, поведенческая коррекция нарушений сна — что это?

13.02.2021
16505
0
32
Поведенческая инсомния, поведенческая коррекция нарушений сна — что это?
Как наладить сон
Инсомния — это бессонница, т.е. нарушение засыпания и поддержания сна. Эта проблема встречается примерно у каждого третьего ребенка дошкольного возраста. Нарушения сна бывают первичными (поведенческими) и вторичными (медицинскими), т.е. вызванными какими-либо заболеваниями.
Календарь кризисов ребенка

Почему появляется бессонница у детей?

Нарушение сна по медицинским причинам


Ухудшить детский сон может любая болезнь, даже обычная ОРВИ. Обычно мешают спать состояния, при которых ребенок испытывает боль или зуд. Отдельного внимания заслуживают заболевания нервной системы: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), РАС (расстройства аутистического спектра), генетические синдромы с умственной отсталостью.
В нашей стране традиционно отмечается активная лечебная практика и гипердиагностика такого состояния как перинатальная энцефалопатия (ППЦНС или ПЭП). В США, например, этот диагноз ставится в десятки раз реже, а нарушения сна у большинства детей до года рассматриваются не как вторичные, медицинские, а как поведенческие — и корректируются не медикаментозно.

Первичные нарушения сна


Поведенческий фактор расстройства сна проявляется при наличии сильных ассоциаций на засыпание, либо при отсутствии подходящих условий для сна, или в случае сочетания того и другого. Ассоциации на засыпание — это ставшие привычными условия, которые создают родители во время засыпания ребенка и без которых ребенок засыпать не умеет.

В ходе роста и развития детский организм много раз проходит через сложные периоды: проблемы с животиком, прорезывание зубов, ОРЗ, кризисы развития, страх сепарации… В такие моменты родители стараются найти способ расслабить и уложить спать малыша. Обычно опытным путем находится что-то, что работает лучше всего. Конечно, есть соблазн укладывать малыша всегда именно таким образом. Но чем дольше этот способ практикуется, тем привычнее он становится для ребенка. И постепенно формируется ассоциация на засыпание.

И тогда при физиологических пробуждениях, которые происходят у всех детей между циклами сна, малышу для продления сна снова и снова нужны те же условия, в которых он привык засыпать: сосание груди или пустышки, движение, качание на руках или что-то еще. Ребенок не манипулирует и не капризничает — он просто не умеет засыпать по-другому.

«Ребенок долго засыпает и плохо спит. С чего начать?»


Прежде всего проконсультируйтесь с педиатром и неврологом, чтобы исключить медицинские причины расстройства сна, убедиться, что малыш хорошо растет и прибавляет в весе, развивается по возрасту.

Если врачи говорят, что малыш здоров, какое-либо лечение не требуется, «перерастет», и диагностический поиск при этом не ведется, скорее всего, причина бессонницы поведенческая. Если у вас остаются сомнения — лучше всего получить второе мнение, осмотр еще одного педиатра или невролога.

Как понять, что ребенку нужна помощь

Наиболее яркими симптомами бессонницы у детей, помимо частых ночных пробуждений, являются:
  • долгое засыпание (более 20 минут) со слезами и истерикой;
  • систематические пробуждения со слезами;
  • регулярные истерики, беспричинные капризы, всплеск неконтролируемой активности под вечер;
  • резкие перепады настроения в вечернее время;
  • частые попытки «отоспаться», например, ребенок может внезапно заснуть в 6–7 вечера и проспать до утра;
  • активное бодрствование в ночное время;
  • засыпание в движущейся коляске или машине в любое время, независимо от привычного режима.
Если хотя бы два симптома регулярно присутствуют в жизни вашего малыша, скорее всего сна у него слишком мало, он не «высыпает» свою индивидуальную норму. Стоит обратиться за помощью к профессионалу.

К кому обратиться?

Если вы предполагаете медицинские причины нарушений сна и хотите узнать, подойдет ли в вашей ситуации поведенческая терапия нарушения сна, запишитесь на онлайн-консультацию к квалифицированному практикующему врачу-неврологу, сомнологу, к.м.н. Ирине Завалко.

Ирина проанализирует ситуацию и имеющиеся медицинские данные вашего ребенка и даст рекомендации: в вашем случае необходимо обратиться к врачу или следует провести поведенческую коррекцию с помощью консультанта по детскому сну.

Методы лечения поведенческой инсомнии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это немедикаментозный способ коррекции разных состояний. КПТ постепенно проникает в разные области медицины: неврологию (лечение тиков, заикания, энуреза), альгологию (лечение хронических болевых синдромов), кардиологию (психосоматические нарушения ритма сердца), психотерапию психических расстройств и нарушений пищевого поведения.
При нарушениях сна у маленьких детей используют поведенческий компонент коррекции — это изменение условий сна и поведения родителей перед сном и во время укладывания.
Поведенческая коррекция доказала свою эффективность при нарушениях сна [1]. Она рекомендуется в качестве первого средства при лечении бессонницы как у взрослых [2], так и при детских поведенческих инсомниях [3].

Даже если у ребенка есть заболевание, влияющее на сон, поведенческая коррекция способна изменить ситуацию. Улучшение условий сна, подбор режима, соответствующего потребностям ребенка, приятный ритуал укладывания будут полезны в любом случае, и при болезни малыша тоже.

Когнитивно-поведенческая терапия для детей может включать в себя и обучение навыку самостоятельного засыпания. Возможно использование мягкой методики постепенных изменений, если увеличение времени засыпания на начальных этапах обучения и возможный плач нежелательны в связи с диагнозом ребенка, его темпераментом или предпочтениями родителей.
Научное исследование
Научные исследования показали, что улучшение качества сна у детей способствует профилактике ожирения, сахарного диабета, нарушения внимания и обучаемости в более старшем возрасте [4, 5].

Поведенческая коррекция нарушений сна у детей до года положительно влияет на психологическое здоровье матерей, уменьшая риски или симптомы послеродовой депрессии [6].

Профилактика нарушений сна

Вы можете помогать своему ребенку лучше спать с самого рождения! Следование простым правилам поможет вам избежать многих проблем или хотя бы уменьшить их.
  1. Создайте правильную атмосферу в детской. Следите, чтобы температура воздуха была на уровне 18–22°С, а влажность — 40–60%. Не забывайте про затемнение комнаты и тишину. Чтобы ребенок не проснулся от бытовых шумов, можно включить генератор белого шума. Только следите, чтобы громкость звука была не выше 50 дБ, это сопоставимо с шумом сильного дождя.
  2. Узнайте индивидуальную норму сна ребенка. Для начала ознакомьтесь с усредненными нормами сна, чтобы составить реалистичные ожидания относительно того, сколько в принципе может спать малыш в том или ином возрасте. Затем начните вести дневник сна. Заполняйте его на протяжении 5–14 дней, записывая суммарный ночной и дневной сон в сутки, особенности поведения и настроения ребенка до и после сна. Выявленные закономерности помогут вам понять, сколько сна нужно именно вашему малышу.
  3. Выстройте ритм дня. Дети чувствуют себя спокойнее, когда их распорядок дня предсказуем. Чем спокойнее малыш, тем меньше нагружается его нервная система, тем лучше он спит. Старайтесь ежедневно повторять одинаковую последовательность действий, обращая внимание на уже сложившиеся привычки маленького человека. По мере взросления ребенка ритм дня будет все больше привязываться ко времени и постепенно превратится в достаточно стабильный режим.
  4. Научитесь расслаблять ребенка перед сном. Превратите вечер в максимально спокойное время, чтобы дать ребенку возможность «замедлиться». Почитайте книгу, поговорите, посидите в обнимку — напитайте малыша своей любовью перед сном. Не забудьте про расслабляющий ритуал — набор действий, повторяющихся друг за другом в строго определенной последовательности перед каждым укладыванием. Со временем он станет для ребенка сигналом, что пора спать.

Еще раз о главном

Нарушение сна у детей — распространенная проблема, которая может быть вызвана либо заболеванием, либо поведенческими факторами. Помните о важности и необходимости достаточного сна для гармоничного развития ребенка. Не теряйте время в ожидании, когда малыш «перерастет». Своевременное обращение к специалисту и соблюдение несложных рекомендаций подарят ребенку сладкий сон, а вам — спокойствие и душевное равновесие.
Источники:

1. Zhong-RuiMa, Li-JunShi, Ming-HongDeng, 2018. Efficacy of cognitive behavioral therapy in children and adolescents with insomnia: a systematic review and meta-analysis. Brazilian Journal of Medical and Biological Research, 51(6), e7070. May 21, 2018.

2. Sharon Schutte-Rodin, M.D.,Lauren Broch, Ph.D.,Daniel Buysse, M.D.,Cynthia Dorsey, Ph.D., Michael Sateia, M.D. Clinical Guideline for the Evaluation and Management of Chronic Insomnia in Adults. Journal of clinical sleep medicine, 2008 Oct 15; 4(5): 487–504.

3. Zhong-Rui Ma, Li-Jun Shi, Ming-Hong Deng. Efficacy of cognitive behavioral therapy in children and adolescents with insomnia: a systematic review and meta-analysis. Brazilian Journal of Medical and Biological Research, vol.51 no.6 Ribeirão Preto 2018. May 21, 2018

4. Consensus Conference Panel, Watson N F, Badr M S, Belenky G, Bliwise D L, Buxton O M, Buysse D, Dinges D F, Gangwisch J, Grandner M A, Kushida C, Malhotra R K, Martin J L, Patel S R, Quan S F, Tasali E (2015). Joint Consensus Statement of the American Academy of Sleep Medicine and Sleep Research Society on the Recommended Amount of Sleep for a Healthy Adult: Methodology and Discussion. Journal of clinical sleep medicine: JCSM: official publication of the American Academy of Sleep Medicine, 11(8), 931–952.

5. Lavigne J V. Ph.D.; Arend R Ph.D.; Rosenbaum D Ph.D.; Smith A B A; Weissbluth M M.D.; Binns H J M.D., M.P.H.; Christoffel K K M.D., M.P.H. Sleep And Behavior Problems Among Preschoolers, Journal Of Developmental & Behavioral Pediatrics, 20(3): 164-169.

6. Hiscock H, Bayer J, Gold L, Hampton A, Ukoumunne O C, Wake M (2007). Improving infant sleep and maternal mental health: a cluster randomised trial. Archives of disease in childhood, 92(11), 952–958.
16505
0
Понравилась статья? 32
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Личная консультация по сну до результата от Елены Мурадовой

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Елена Мурадова – сертифицированный консультант по детскому и семейному сну (диплом IPHI Maternity & Child Sleep Consultant, США). Основоположник русскоязычной школы мягких методик, практикует с 2011 года.

Наши клиенты: Регина Тодоренко, Лариса Суркова, Наталья Подольская, Саша Зверева, Настасья Белочкина, Михаил и Влада Дашкиевы, Евгений Кузнецов и другие звездные мамы и папы уже наладили сон детей и рекомендуют Елену Мурадову как самого опытного консультанта в России.

Запись к Елене Мурадовой
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
154792
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
441723
94
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
302332
30