Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Развитие речи детей 2–3 лет. Гимнастика для дыхания, губ, языка и пальчиков

19.03.2021
348
0
0
Развитие речи детей 2–3 лет. Гимнастика для дыхания, губ, языка и пальчиков
Развитие ребенка
В развитии речи участвуют многие факторы. Это и то, в каком количестве и качестве ребенок слышит речь от окружающих. И развитие его мышления, его мозга. И умение пользоваться речевым аппаратом – нужным образом шевелить губами и языком, правильно управлять дыханием.

Поэтому, кроме постоянных разговоров с малышом, для развития его речи вы можете проводить специальные упражнения. Здесь мы собрали для вас упражнения на дыхание, артикуляцию и мелкую моторику.
Календарь кризисов ребенка
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика тренирует у ребенка спокойный длительный выдох. Это сделает его речь более плавной и ровной, ведь говорим мы именно на длинном ровном выдохе. Достаточно выполнять ежедневно 2–3 упражнения. Выберите из приведенных ниже или придумайте по аналогии свои.

«Кораблик»

Возьмем тазик с водой и легкий пластмассовый кораблик (или бумажный). Пусть малыш дует на него, чтобы корабль проплыл от одного берега к другому. Сделаем три повторения.

«Цветочек»

Берем игрушечный флюгер в виде цветочка. Малыш дует – лепестки вращаются. Три повторения. Затем нюхаем цветочек: глубоко втягиваем воздух носом, а затем выдыхаем ртом «аааааах». Три повторения.

«Снежинка»

Подвесим бумажную снежинку на ниточке. Ребенок держит за ниточку так, что снежинка висит у него перед лицом. Малыш дует, снежинка кружится и трепыхается «на ветру».

Затем маленькие бумажные снежинки (или из пенопласта) кладем на ладошку. Дуть, пока все они разлетятся.

«Свеча»

Зажигаем свечку. Сначала задача – дуть потихоньку, чтобы огонек только колебался. Второе задание – подуть сильно, чтобы погасить огонь.
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики прямо влияет на развитие мышления и речи. Проводите ежедневные короткие (не более 5 минут) занятия на подвижность, гибкость и силу пальчиков. Игровая форма сделает их не только полезными, но и интересными.

«Прячем ладошки»

Спрятали ладошки (кладем руки на стол ладонями вниз) – показали ладошки (перевернем руки ладонями вверх). Сделайте три повтора.

«Тучки»

Собираем пальцы в кулачки.

Тучки прибежали,
Солнышко прогнали.
(кулачки стучат друг о друга той стороной, где сходятся большие и указательные пальцы)

Солнышко проснулось,
(ладони разжаты и повернуты от себя, пальцы растопырены)

Маме улыбнулось
(ладони с растопыренными пальцами заходят одна за другую, прячутся и снова выглядывают).

«Царапки»

Прибежала кошечка.
У кошечки на лапках

Есть острые царапки.
Цап-царап, цап-царап.
(царапаем стол скрюченными пальцами)

Сделайте три повтора.

«Греем ручки»

«Греем» ручки как на морозе: трем их друг о друга сильно-сильно, а потом дуем на них теплым воздухом изо рта.

«Месим тесто, печем пирожки»

Пальчики нужно сильно сжимать в кулачки с потиранием – таким жестом, как будто мнем тесто.

Тесто мнем, мнем, мнем,
Пирожков напечем.

Меняем движение – кладем ладони одну на другую лицом друг к другу и переворачиваем, меняя их местами, то одна ладонь сверху, то другая – как будто лепим пирожки.

Два повтора.

«Лодочка»

Делаем из ладошек лодочку – складываем ладошки вместе, собираем вместе все пальчики, а большие прячем внутрь между ладошками.

Маленькая лодочка по волнам плывет,
маленькая лодочка малышей везет.
(лодочка будто лавирует меж препятствий – плавно поворачивает влево-вправо)

«Зайка»

Сделаем из руки зайца: два уха – указательный и средний пальцы – торчат вверх и поочередно сгибаются, остальные пальцы собраны вместе.

Зайка маленький сидит
И ушами шевелит.

Раз-два, раз-два,
Он ушами шевелит.

Раз-два, раз-два,
Он ушами шевелит
(на второй раз «уши» не сгибаются, а по очереди выдвигаются вперед-назад)

Повторяем все то же со второй рукой, а потом обеим руками сразу.

«Человечек»

Рука-«человечек» идет пальцами-«ногами» по столу. Сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. Человечек то ходит, то бегает.

Маленькие ножки
Идут по дорожке.
И побежали – топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ…

«Коза рогатая»

Делаем из указательного пальца и мизинца «козу», которая идет под известные всем нам с детства стихи:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто маму не слушает –
Забодает, забодает, забодает!
(проделываем упражнения сначала одной, потом другой, потом двумя руками)
Артикуляционная гимнастика
Развитие речи детей 2–3 лет. Гимнастика для дыхания, губ, языка и пальчиков
Артикуляционная гимнастика поможет развить подвижность органов речи. Ниже приведены 10 упражнений. Не расстраивайтесь, если терпения и концентрации малыша не хватит на все десять: не сделанное в этот раз можно отложить на следующий, и выполнять по 2–3–5 упражнений за один «сеанс». Показывайте малышу, что нужно делать, и просите его повторять за вами. Если нужно, объясните также словами.
  1. «Улыбочка». Растянуть губы в очень широкой улыбке с закрытыми зубами. Держать так, считая до пяти.
  2. «Забор». Улыбнуться очень широко, так, чтобы видны были и верхние зубы, и нижние. Держать так, считая до пяти.
  3. «Бегемот». Раскрыть рот максимально широко. Держать так, считая до пяти.
  4. «Иголочка». Язык высунуть максимально далеко, при этом его напрягая и вытягивая в длину. Держать так, считая до пяти.
  5. «Блинчик». На нижнюю губу кладем широкий расслабленный язык. Держать так, считая до пяти или до десяти.
  6. «Змейка». Напрягая и вытягивая язык, далеко высунуть его из широко открытого рта, а затем спрятать глубоко во рту. 5–10 повторений.
  7. «Тесто». Расслабленный, широкий язык просунуть между губами и шлепать им. Если добавить голос, получится звук вроде «пя-пя-пя». 5–10 повторений.
  8. «Расческа». Растянуть губы в широкую улыбку, показывая зубы. Просунуть язык между зубами, слегка прикусить и двигать языком вперед – назад между стиснутыми зубами. Получается, что зубы чешут язык. 5–10 повторений.
  9. «Часики». Рот слегка открыт, кончик языка в углу рта и передвигается в другой угол. 5–10 повторений.
  10. «Качели». Рот слегка открыт, кончик языка лежит на нижней губе, затем поднимается на верхнюю и снова опускается на нижнюю, и так далее 5–10 повторений.
Помните, что слегка искаженное произношение, небольшой словарный запас, частое предпочтение выражаться жестами и звукоподражаниями вместо «взрослых» слов – это вариант нормы в возрасте двух лет. Если в принципе он с вами общается, понимает вашу речь и активно выражает свои мысли, пусть и не всегда языковыми средствами, то скорее всего, с вашим малышом все в порядке, и к трем годам он разговорится так, что вы еще будете мечтать о минутке молчания. Приведенные здесь упражнения, возможно, помогут немного ускорить процесс, но в принципе не являются обязательными для здорового ребенка. Если же вас что-то беспокоит относительно развития речи ребенка, можно проконсультироваться с логопедом-дефектологом.
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна» – мифы и реальность
Сон – это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину!
15.07.2019
34487
0
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. ...
07.10.2016
142000
19
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. Во ...
14.10.2016
96945
0