babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Слезы тщетности

19.07.2024
1360
0
9
Слезы тщетности
Развитие ребенка
Как вы реагируете на слезы ребенка? Стараетесь отвлечь, прекратить их? Готовы разрешить почти все, лишь бы плач прекратился? Или спокойно?

Разберемся, для чего ребенку слезы и как на них реагировать.
Календарь кризисов ребенка

Зачем нужен плач

После рождения ребенку предстоит в течение многих лет учиться грамотно разговаривать, правильно выражать свои мысли. А пока сообщить о дискомфорте или голоде помогает плач. В зависимости от темперамента и ситуации его интенсивность может быть разной: от резкого пронзительного крика до деликатного кряхтения. Плач — это язык общения ребенка с самого рождения. Его не стоит бояться, нужно научиться понимать его оттенки и причины. Подробно о видах плача у младенцев читайте в этой статье.

Cлезы — часть выпуска избытка эмоций у ребенка, то есть перевозбуждения. Это тоже естественный процесс, которому не стоит мешать. Лучшим решением будет профилактика перевозбуждения.

У ребенка постарше слезы могут появиться не только из-за голода или дискомфорта, но и когда что-то не получается. Хотел взять игрушку — не дотянулся, хотел встать — ноги подкосились, хотел что-то интересное — мама не разрешила, хотел гулять — начался дождь. И еще много-много самых разных ситуаций каждый день.

Фрустрация

Когда что-то идет не так, как мы себе представляли, мы испытываем эмоцию, которая называется фрустрация. Это базовая, очень важная эмоция. Возможности малыша отличаются от взрослых, и в его жизни много ситуаций, когда «что-то идет не так». Пожалуй, ежечасно он сталкивается со сложностями, которые не может преодолеть. То есть маленький ребенок фрустрируется очень часто. И естественным выходом фрустрации являются слезы.
Как это выглядит

Что-то пошло не так — Ребенок фрустрирован — Сильный крик — Жалобный плач — Успокоение

Этот цикл не нужно останавливать и терять важные этапы. Этот «жалобный плач» называется слезы тщетности или слезы адаптации, именно они приводят к настоящему успокоению.

Через слезы тщетности ребенок постепенно все легче принимает тщетность попыток добиться чего-то невозможного. Если этот механизм нарушен, человек снова и снова будет пытаться делать одно и то же, наступая на те же грабли снова и снова. То есть он не адаптируется к ситуации.
Часто ребенка стараются просто отвлечь — птичка пролетела, собачка идет и т.д. В первые месяцы жизни это хорошо работает. Но ребенок быстро растет, память у него все лучше, и отвлечь его становится трудно. Такой способ борьбы со слезами ребенка становится не эффективным и часто приводит к усилению плача. Ребенок не учится здоровой адаптации, привыкает использовать другие инструменты (вытеснение, отрицание) для своей психологической защиты.

В зависимости от темперамента ребенка количество попыток и разочарований, необходимых для адаптации, может быть разным. Одним достаточно одного раза, другим — два, кому-то нужно попробовать раз пять, но встречаются и очень настойчивые дети.

Что делать взрослым?

В ситуации, когда ребенок чем-то расстроен, очень важны действия и эмоции взрослого: не злиться на ребенка, не запугивать его, не стыдить, не уходить, не оставлять его наедине с захлестнувшими чувствами. Все мы хотим, чтобы наши дети были уверенными в себе, уравновешенными и гармоничными личностями. Эти качества зарождаются и развиваются в том числе и в моменты плача. Пока ребенок еще маленький, надежной опорой и помощью в успокоении для него должны стать родители. Наилучшее поведение в момент выплеска фрустрации — спокойствие. Покажите ребенку, что даже в этот момент вы все так же его любите, что вы всегда готовы принять его эмоции и помочь с ними справиться.

Опуститесь на уровень ребенка (присядьте), ласково посмотрите ему в глаза, потяните к нему руки, показывая готовность его обнять, спокойно помолчите. Дождавшись слез тщетности, того самого «жалобного плача», обнимите его, посочувствуйте и назовите, объясните ребенку его ощущения. «Тебя раздражает, что ты никак не можешь натянуть носок» или «Ты злишься, потому что брат взял твою игрушку без спроса». Именно такие действия помогают ребенку понять, что с ним «все в порядке», и формируют тот самый внутренний стержень и твердую опору внутри.

Самое важное в такие моменты — не отталкивать ребенка, а наоборот, показать, что вы всегда рядом, все нормально, помочь пережить эту бурю эмоций и адаптироваться к фрустрации. Постепенно ребенок учится проходить процесс адаптации и без слез, как это обычно делают взрослые.

Важно проживать эмоции в достаточном количестве в детстве, чтобы вырасти гибким и адаптивными, проще ориентироваться в постоянно меняющемся мире, спокойнее реагировать, если «что-то пошло не так», находить новые пути решения сложных ситуаций.

Слезы тщетности и сон

Но не все слезы полезны. Если ребенок каждый вечер плачет во время укладывания, чаще всего это сигнал о том, что он перевозбуждается, переутомляется или, наоборот, организм еще не готов спать. Эти слезы можно устранить, подобрав подходящий режим сна и бодрствования, который отвечает физиологическим потребностям ребенка.

Когда мы меняем привычное поведение при засыпании ребенка, слезы тщетности также вероятны. Менять привычки обычно не нравится никому, ребенок ожидает и хочет, чтобы все было как всегда, как он привык. Это относится и к укладыванию. Когда мы меняем свои действия во время обучения самостоятельному засыпанию, ребенок недоволен. Интенсивность реакций зависит от его индивидуальных особенностей и от того, насколько успешно была проведена подготовительная работа по выстраиванию режима.

Важно выбрать оптимальную методику обучения самозасыпанию. BabySleep выступает за самые мягкие методики, которые дают возможность помогать ребенку адаптироваться к изменениям, успокаивая привычными способами, чтобы минимизировать возможные слезы или избежать их вовсе.

Кроме методик, для того чтобы обучение прошло максимально мягко, нужен подготовительный этап и системный подход. Комфортный режим, правильная организация бодрствования с достаточной нагрузкой и качественным расслаблением, подготовка к укладыванию, режим питания, при котором ребенок получает достаточное количество калорий и жидкости в течение дня, учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей — все это важно для обучения самозасыпанию.

Если у вас не получается наладить сон ребенка самостоятельно — приходите к практикующему консультанту по сну за индивидуальной проработкой вашей ситуации.
1360
0
Понравилась статья? 9
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

13 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
148992
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
421954
92
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
283963
30