Пазлы
Польза: в процессе сбора пазлов ребенок развивает мелкую моторику, пространственное мышление и логику, а также осваивает понятия «часть» и «целое». Если дошкольнику нравится собирать пазлы, можно включить это занятие в вечернее спокойное бодрствование, это поможет ему замедлиться и расслабиться перед сном.
Что понадобится: пазлы, подходящие ребенку по уровню сложности и по интересующей тематике. Старайтесь руководствоваться принципом «от простого к сложному». Сначала выбирайте пазлы с крупными деталями, постепенно переходя к более мелким.
Как играть: для начала положите перед ребенком собранный пазл, покажите на 3–4 деталях, как они вынимаются. Предложите вставить недостающие детали на место. Сначала кладите перед ним детали в правильном положении. Затем усложните и предложите перевернутые детали. Постепенно двигайтесь к цели, чтобы ребенок собрал пазл полностью.
Помните: вы умеете складывать пазлы, а ваш дошкольник пока нет. Дайте ему возможность научиться. Помогайте словами и объяснениями, в случае необходимости управляйте его рукой. Но не стоит самому собирать картинку вместо ребенка.
Упражнения на развитие зрительной памяти Польза: упражнения на развитие зрительной памяти помогают ребенку подготовиться к освоению письма и чтения и учат ориентироваться в пространстве.
Что понадобится: разноцветные счетные палочки.
Как играть: выложите из счетных палочек какую-нибудь простую фигуру, например, квадрат, треугольник или домик. Попросите ребенка собрать такую же конструкцию. Если получилось, усложните задачу: дайте ему посмотреть на выложенную фигуру 5–10 секунд, затем закройте образец и попросите повторить его по памяти.
Следующий этап усложнения — использование разноцветных палочек. Ребенку нужно запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить такую же фигуру самостоятельно.
Развиваем межполушарные связи Польза: по мнению нейропсихологов, слабое взаимодействие двух полушарий головного мозга мешает освоению письма и чтения. Играя с ребенком в дошкольном возрасте в игры на развитие межполушарных связей, вы закладываете прочный фундамент для успешной учебы в школе.
Что понадобится: листы с двумя нарисованными зеркально отображенными «трассами» разных цветов, 2 круглых плоских предмета, например, крышки от баночек. Траектории трасс не должны быть слишком сложными.
Как играть: положите перед ребенком лист с нарисованными линиями, а в каждую руку дайте по крышке. Исходное положение — руки находятся на двух стартовых точках внизу каждой линии. Пусть дошкольник попробует двумя руками одновременно вести предметы по этим линиям, пока не дойдет до конечных точек наверху. А затем пусть проведет крышки обратно.