babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Игры с ребенком 3–7 лет

26.11.2021
7323
0
90
Игры с ребенком 3–7 лет
Развитие ребенка
Всему свое время. Дошкольное детство — возраст от 3 до 7 лет — это время игр. Именно в игре дети дошкольного возраста (играючи) развивают свои духовные и физические силы, внимание, память, концентрацию, творческое начало, фантазию и образное мышление.

Играя, сначала с мамой или одни, а затем и со сверстниками, малыши знакомятся с окружающим миром, осваивают социальные роли, совершенствуют навыки общения, учатся действовать по правилам и стремиться к высоким результатам. Кроме того, в игре дети могут снять психологическое напряжение, выплеснуть эмоции или показать родителям, что их беспокоит.

Не торопитесь усадить ребенка за «серьезные занятия». За партой ваш малыш еще насидится в школе, а сейчас важно получить все необходимое через всевозможные игры. Какие? Расскажем в этой статье.
Календарь кризисов ребенка
Мнение консультанта по сну
Алёна Рубанович
Старший консультант по сну
Давайте ненадолго отложим мысль о различных развивающих аспектах игр. И поговорим вот о чем: совместная игра с ребенком помогает решить проблемы с долгими укладываниями и ночными пробуждениями, дает ощущение надежности в отношениях ребенка со взрослыми, делает эти отношения более гармоничными.Почему игры обладают таким волшебным действием?

Если ребенок в течение дня не насытился вниманием близкого человека, скорее всего, он будет протестовать против вечернего укладывания и ночью захочет восполнить недостаток контакта, постоянно просыпаясь и призывая маму.

Тут-то и помогут совместные игры. Отличное время для них — незадолго перед сном. Чтобы магия сработала, очень важно быть на 100% вовлеченной в процесс. Отложите телефон, попросите мужа заняться старшим ребенком, не готовьте и не убирайте параллельно игре. Играйте. Хотя бы 15–20 минут. Пообнимайтесь, пошепчитесь, «надышитесь» друг другом. Вы увидите, что ко времени сна ребенок будет заметно спокойнее.

Игры детей 3–7 лет

Игры дошкольников меняются и «взрослеют» вместе с детьми и проходят большой путь развития: это происходит благодаря постепенному созреванию нервной системы, развитию мозга и физических возможностей.

Третий год жизни характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Ребенок учится решать игровые задачи.

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Родителям важно создавать игровую ситуацию в контексте какого-то сюжета или образа. Такие игры помогут ребенку развить умение строить сюжет игры и создавать замысел.

Возраст 5–7 лет — время расцвета игровой деятельности. Усложняются сюжеты сюжетно-ролевых игр, действия становятся более творческими и фантазийными. Развиваются и так называемые «режиссерские» игры, где ребенок либо не берет на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, воплощает свой замысел.

Во что играть с ребенком

Существует множество научных классификаций игр с дошкольниками. Игры различают по содержанию, форме, времени и месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования управления, наличию или отсутствию дополнительных аксессуаров, навыкам, на развитие которых направлена игра.

Но наша статья написана не для научной конференции, а для родителей, поэтому мы расскажем о трех видах игр: развивающие, логические и подвижные.
Вы не обязаны любить играть с детьми, так же как не должны любить окрошку или холодец. Если можете поиграть с ребенком лишь 15–20 минут, но на все 100% — играйте. Если не можете — проведите совместное время иначе: почитайте, порисуйте, устройте бой на подушках или постройте шалаш, чтобы посидеть там вдвоем и поделиться секретиками. А игры делегируйте, например, бабушкам и дедушкам или педагогам.

Развивающие игры для детей 3–7 лет

Игры с ребенком 3–7 лет
Пазлы

Польза: в процессе сбора пазлов ребенок развивает мелкую моторику, пространственное мышление и логику, а также осваивает понятия «часть» и «целое». Если дошкольнику нравится собирать пазлы, можно включить это занятие в вечернее спокойное бодрствование, это поможет ему замедлиться и расслабиться перед сном.

Что понадобится: пазлы, подходящие ребенку по уровню сложности и по интересующей тематике. Старайтесь руководствоваться принципом «от простого к сложному». Сначала выбирайте пазлы с крупными деталями, постепенно переходя к более мелким.

Как играть: для начала положите перед ребенком собранный пазл, покажите на 3–4 деталях, как они вынимаются. Предложите вставить недостающие детали на место. Сначала кладите перед ним детали в правильном положении. Затем усложните и предложите перевернутые детали. Постепенно двигайтесь к цели, чтобы ребенок собрал пазл полностью.

Помните: вы умеете складывать пазлы, а ваш дошкольник пока нет. Дайте ему возможность научиться. Помогайте словами и объяснениями, в случае необходимости управляйте его рукой. Но не стоит самому собирать картинку вместо ребенка.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Польза: упражнения на развитие зрительной памяти помогают ребенку подготовиться к освоению письма и чтения и учат ориентироваться в пространстве.

Что понадобится: разноцветные счетные палочки.

Как играть: выложите из счетных палочек какую-нибудь простую фигуру, например, квадрат, треугольник или домик. Попросите ребенка собрать такую же конструкцию. Если получилось, усложните задачу: дайте ему посмотреть на выложенную фигуру 5–10 секунд, затем закройте образец и попросите повторить его по памяти.

Следующий этап усложнения — использование разноцветных палочек. Ребенку нужно запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить такую же фигуру самостоятельно.

Развиваем межполушарные связи

Польза: по мнению нейропсихологов, слабое взаимодействие двух полушарий головного мозга мешает освоению письма и чтения. Играя с ребенком в дошкольном возрасте в игры на развитие межполушарных связей, вы закладываете прочный фундамент для успешной учебы в школе.

Что понадобится: листы с двумя нарисованными зеркально отображенными «трассами» разных цветов, 2 круглых плоских предмета, например, крышки от баночек. Траектории трасс не должны быть слишком сложными.

Как играть: положите перед ребенком лист с нарисованными линиями, а в каждую руку дайте по крышке. Исходное положение — руки находятся на двух стартовых точках внизу каждой линии. Пусть дошкольник попробует двумя руками одновременно вести предметы по этим линиям, пока не дойдет до конечных точек наверху. А затем пусть проведет крышки обратно.

Логические игры для детей 3–7 лет

«Найди лишнее»

Польза: такие игры помогают ребенку развить внимание, логику и воображение. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. Кроме того, они расширяют свой кругозор и пополняют словарный запас.

Что понадобится: картинки с группами предметов, объединенных одним признаком (овощи, фрукты, игрушки, профессии, животные, транспорт и т.п.). Нет карточек или картинок — используйте все, что есть под рукой!

Как играть: положите перед ребенком в ряд 4 картинки, так, чтобы у трех из них был единый признак (например, мебель), а одна была «лишней». Попросите его проанализировать изображения и найти предмет, который по какому-то признаку отличается от всех остальных.

Крестики-нолики

Польза: развивается логическое мышление, закрепляются понятия «вертикально», «горизонтально», «по диагонали». Также совершенствуется умение играть в паре.

Что понадобится: в самом простом варианте — лист бумаги и 2 ручки. Можно модифицировать стартовый набор, сделав крупное игровое поле из картона с 9 ячейками, и заменив крестики и нолики, например, на цветочки и листики из картона. Каждому игроку потребуется по 5 «фишек».

Как играть: «Крестики-нолики» — парная игра. Игроки по очереди ставят свои «фишки» в ячейки игрового поля. Побеждает участник, который первым выстроит в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои «фишки». Если ни один из игроков не смог поставить свои знаки в ряд, объявляется ничья.

Танграм

Польза: дети закрепляют знания геометрических фигур и умение сравнивать их размеры; учатся собирать новые геометрические фигуры, а затем и сложные силуэты по образцу.

Что понадобится: готовый игровой набор с геометрическими фигурами и шаблонами для составления силуэтов, или можно создать все необходимое самостоятельно.

Как играть: ребенку нужно сложить по образцу фигуры из частей головоломки так, чтобы были использованы обязательно все детали головоломки и они не перекрывали друг друга. Фигуры можно переворачивать как угодно, класть любой стороной вверх.

Сначала познакомьте ребенка с частями игры. Попросите найти все треугольники и четырехугольники и сравнить их. Предложите ему составить простые геометрические фигуры. Только после этого предложите попробовать составить фигуру по образцу.

Подвижные игры для детей 3–7 лет

Игры с ребенком 3–7 лет
Прыгает — не прыгает

Польза: развитие силы, внимания и слухового восприятия, расширение кругозора.

Что понадобится: заранее придумайте список животных и предметов, которые прыгают и не прыгают. При желании подготовьте картинки с их изображениями.

Как играть: называйте зверей, птиц и предметы, которые прыгают или не прыгают. Задача ребенка — прыгнуть, если вы назвали то, что прыгает, и сделать приседание, если вы назвали то, что не прыгает.

Жмурки

Польза: развитие слухового внимания и ориентации в пространстве; объятия и смех повышают настроение.

Что понадобится: вы, ребенок, ваши ладоши и шарфик.

Как играть: освободите центр комнаты от мебели и игрушек, чтобы не травмироваться. Сначала завяжите глаза себе. Пусть ребенок вдоволь повеселится, хлопая в ладоши и наблюдая за тем, как вы пытаетесь его поймать. Заодно вы покажете ему, как «водить». Затем поменяйтесь ролями.

Твистер

Польза: весело и детям, и взрослым. Развивается физическая сила, ловкость, аналитические способности и закрепляется знание цветов.

Что понадобится: набор для игры в «Твистер» — игровое полотно с разноцветными кругами и волчок.

Как играть: по очереди крутите волчок, чтобы узнать, какие части тела и на какие цвета вам нужно переставить. Кто упадет последним, тот и победил!

Больше чем просто игра

Совместные игры с детьми сближают, развлекают и развивают. Играя, дети расширяют свой кругозор и словарный запас, улучшают физическую форму, учатся быть взрослыми и готовятся к школе. Не сажайте ребенка за парту раньше времени, не закидывайте его разнообразными «надо» и «должен». Действуйте мягко. Через игры дети учатся любить учиться. И тогда школа будет только в радость.

Играя с самыми близкими людьми, имея возможность выразить себя и свои мысли, ребенок получает доказательство собственной важности и ценности. Эти чувства со временем лягут в основу самооценки ребенка, а также в добросердечные и уважительные отношения с родителями.
7323
0
Понравилась статья? 90
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Личная консультация по сну до результата от Елены Мурадовой

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Елена Мурадова – сертифицированный консультант по детскому и семейному сну (диплом IPHI Maternity & Child Sleep Consultant, США). Основоположник русскоязычной школы мягких методик, практикует с 2011 года.

Наши клиенты: Регина Тодоренко, Лариса Суркова, Наталья Подольская, Саша Зверева, Настасья Белочкина, Михаил и Влада Дашкиевы, Евгений Кузнецов и другие звездные мамы и папы уже наладили сон детей и рекомендуют Елену Мурадову как самого опытного консультанта в России.

Запись к Елене Мурадовой
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
151060
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
429377
93
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
289998
31