Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Почему детям так важен дневной сон?

10.02.2012
33325
11
93
Почему детям так важен дневной сон?
Дневной сон
Хронические пропуски дневного сна повышают у детей риск развития проблем с эмоциональным самовыражением во взрослой жизни. Результаты нового исследования Университета Колорадо могут стать тревожным звонком для родителей: детский дневной сон гораздо более важен, чем кажется на первый взгляд.
Календарь кризисов ребенка

Недостаток сна

В исследовании показывается, что дети от двух с половиной до трех лет, которых всего-навсего не укладывали спать днем, более тревожны, менее радостны, любознательны и самостоятельны в решении своих проблем, как утверждает профессор Моника ЛеБуржуа, проводившая исследование. Результаты анализа показали, что недостаток сна меняет и эмоции на лицах детей — происходящие вокруг радостные события воспринимаются не так позитивно, а расстраивающие — еще более негативно.

«В наше время многие маленькие дети спят недостаточно, а дневной сон ребенка — это один из способов доспать необходимые по суточной норме сна часы, — говорит профессор. — Исследование показало, что недосып, вызванный тем, что родителям не удается уложить ребенка спать днем, сказывается на том, как ребенок выражает свои чувства и, со временем, может сказаться на эмоциональном развитии и вызвать риск возникновения проблемы хронически плохого настроения на протяжении всей дальнейшей жизни».

Моника ЛеБуржуа и ее коллеги сравнили эмоциональное состояние здоровых детей спустя час после того, как их не уложили спать на дневной сон вопреки привычному режиму сна, и их состояние на следующий день после того, как была соблюдена норма дневного сна ребенка. Экспериментальное исследование, первое в своем роде, посвященное влиянию пропуска сна на эмоциональные реакции детей, показало, что недосып, в данном случае 90-минутный, может привести к тому, что ребенок окажется не способным полноценно познавать новые, интересные для него вещи, а также справляться с неприятностями.
«Как и хорошее питание, полноценный сон — это насущная потребность детей, которая отвечает за ежедневное получение от окружающих людей и внешней среды всего самого важного», — считает профессор М.ЛеБуржуа.
В ходе исследования лица детей записывали на видео во время того, когда они собирали детские пазлы с изображением домашних животных, обитателей моря и насекомых. В первом эксперименте в пазле все детали были на месте, так, чтобы ребенок мог получить удовольствие от успешного выполнения задачи. Во втором — одна деталь была заменена деталью из другого пазла, что приносило детям неудовольствие из-за невозможности собрать картинку.

Выражения лиц детей были проанализированы посекундно на предмет эмоций радости, заинтересованности, грусти, досады, гнева, отвращения, стыда и замешательства.

Анализ показал, что у недоспавших детей по завершении сбора пазла позитивных эмоциональных откликов было на 34% меньше, чем у поспавших днем маленьких участников эксперимента. Негативных же эмоций во время сбора «несобираемого» пазла у невыспавшихся детей зафиксировано на 31% больше.

Кроме того, при недосыпе отмечено падение на 39% эмоций замешательства при сборе «несобираемой» картинки.

«Замешательство — это вовсе не плохо, — говорит профессор. — Это сложная эмоция, показывающая, что ребенок осознает и четко понимает, что что-то здесь не стыкуется. Когда выспавшиеся дети пребывают в замешательстве, они, вероятнее всего, будут добиваться помощи окружающих, что является позитивной адаптивной реакцией, указывающей на активность познавательных способностей. Отсутствие адаптивных реакций, наблюдаемое у недосыпающих детей, ставит ребром вопрос о том, каким же образом хронически не соблюдающие норму сна малыши приспосабливаются к сложному окружающему их социальному миру».
Опрос

Вас беспокоит ночной или дневной сон ребенка?

Проголосовали: 14771

Перед проведением тестов эмоционального состояния дети спали строго по графику, ночью и днем, не менее 12,5 часов за сутки. Сон по графику — важное условие перед проведением исследования для синхронизации суточного цикла детей и чистоты эксперимента по части наличия и отсутствия дневного сна.

«Недоспавший малыш, помещенный в условия детской группы, как правило, не хочет взаимодействовать с другими. Его навыки и способности «замораживаются», появляются закрытость, повышенная раздражимость, страх, что несомненно сказывается на продуктивности взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Исследование подтвердило, что даже однократный пропуск дневного сна делает детишек менее позитивными и снижает их познавательные способности», — говорит Моника ЛеБуржуа.

Аналогичные эксперименты с недосыпом в домашних условиях давали негативный эффект на отношения детей с родителями и качестве жизни детей в целом.

В ходе исследования все испытуемые носили на запястье специальные браслеты, которые фиксировали их картину сна. Родители также вели ежедневники о сне детей.

«Цель нашего исследования была в том, чтобы понять, как влияет пропуск дневного сна на эмоциональную картину мира ребенка. Это важно для нас, потому что в возрасте от 2-х до 3-х лет у детей закладываются стратегии выражения своих чувств и переживания эмоций, и, в то же время, — это период, когда у многих детей начинается недосыпание, вызванное отказом именно от дневного сна, зачастую и потому, что родители просто не знают как уложить ребенка спать», — поясняет Моника ЛеБуржуа.

О том, почему ребенок отказывается от дневного сна, и как уложить малыша спать днем, читайте в наших следующих статьях цикла «Дневной сон ребенка».


33325
11
Понравилась статья? 93
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

12 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (11)

Оставить комментарий

Анастасия

Спасибо Вам огромное. Я попробую. Хитрости мне никогда, правда, не удавались, но я постараюсь) Спасибо!!!

Анастасия

Добрый день! Просто хотелось бы подвести итог того, что я написала в предыдущих 3 сообщениях: 1. Дочка перестала ложиться спать в своей кроватке, хотя всю свою жизнь спала в ней, стала укладываться сначала на руках, потом на нашей с мужем кровати. Мы и снимали переднюю стенку кроватки, и ставили её обратно, и пододвигали кроватку к нашей кровати, и отодвигали обратно. Сейчас кроватка стоит около нашей кровати без передней стенки.2. Дочка стала укладываться спать вместо привычных нам 10-20 минут 40-45 минут. И возится, и никак-то не уснёт... Может, ей ВБ увеличить? Хотя совсем недавно, недели 2 назад, даже если она перегуляет немного, или укладывается вовремя (как я думаю, что вовремя), всё равно укладывалась быстро. ВБ я писала выше.3. Во время дневного сна, мало того, что ребёнок мало спит, вместо привычных в среднем 2 часов 1 час - 1 час 20 минут, да ещё за это время проснётся раза 2, что приходится помогать ей снова уснуть. А вечером сейчас она засыпает, а часа через 2 просыпается, плачет, и мы ещё полчаса куралесим, пытаемся уложиться.Подскажите , пожалуйста, как нам наладить сон по этим трём пунктам? Она сама измучилась, и я измучилась - ни сделать ничего не могу по дому, ни отдохнуть.

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Анастасия, добрый день! Я бы предложила такую стратегию:1. Немного увеличить ВБ, контролировать физическую активность (нужна достаточная усталость, но без шумных возбуждающих игр непосредственно перед сном), стремиться к тому, чтобы засыпание занимало меньше времени (в идеале до 20 минут).2. Сокращать успокоение на руках, укладывать на Вашей кровати. Можно выбрать сонную игрушку, которая будет ложиться спать вместе с дочкой.3. С помощью игрушки, сказок, заговаривания зубов "возвращать" дочку в ее кроватку. Если на большой кровати она может засыпать рядом с Вами, то в детской кроватке это невозможно, поэтому предлагайте ей компромиссы: Вы рядом, гладите или придерживаете рукой, рассказываете сказку, поете колыбельную. А когда малышка будет соглашаться на свою кроватку, Вы сможете постепенно сокращать свое участие в засыпании, отходить и ненадолго (в первые разы буквально на 10-15 секунд) выходить из комнаты и снова возвращаться.Проблемы с укладыванием могут быть связаны и с этапом развития: в 1,5-2,5 года детей настигает кризис "Нет", когда они осваивают новую свободу - свободу отказаться и проверяют границы дозволенного. Запаситесь терпением и уверенностью в себе. Спокойная последовательная мама помогает ребенку понять, где заканчивается "можно" и начинается "нельзя". Идите на небольшие хитрости, отвлекайте, заговаривайте зубы и "подталкивайте" дочку к нужным действиям. И обязательно давайте ей больше свободы выбора в течение дня, ей нужно воспользоваться возможностью самой принимать решения.

14 января 2019

Сон по возрастам

Анастасия

PS: сейчас поспала на нашей кровати меньше 30 минут. Пришлось переложить в её кроватку, сидеть с ней, пока не уснёт. Может, мне приучать её засыпать в комнате одной, без меня? Но как это безболезненнее сделать?Заранее спасибо!

Показать еще 3 комментария из 11

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
135377
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
375788
77
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
246640
27