Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Почему детям так важен дневной сон?

10.02.2012
24410
11
16
Почему детям так важен дневной сон?
Дневной сон
Хронические пропуски дневного сна повышают у детей риск развития проблем с эмоциональным самовыражением во взрослой жизни. Результаты нового исследования Университета Колорадо могут стать тревожным звонком для родителей: детский дневной сон гораздо более важен, чем кажется на первый взгляд.

В исследовании показывается, что дети от двух с половиной до трех лет, которых всего-навсего не укладывали спать днем, более тревожны, менее радостны, любознательны и самостоятельны в решении своих проблем, как утверждает профессор Моника ЛеБуржуа, проводившая исследование. Результаты анализа показали, что недостаток сна меняет и эмоции на лицах детей – происходящие вокруг радостные события воспринимаются не так позитивно, а расстраивающие – еще более негативно.

«В наше время многие маленькие дети спят недостаточно, а дневной сон ребенка – это один из способов доспать необходимые по суточной норме сна часы», – говорит профессор. «Исследование показало, что недосып, вызванный тем, что родителям не удается уложить ребенка спать днем, сказывается на том, как ребенок выражает свои чувства и, со временем, может сказаться на эмоциональном развитии и вызвать риск возникновения проблемы хронически плохого настроения на протяжении всей дальнейшей жизни».

Моника ЛеБуржуа и ее коллеги сравнили эмоциональное состояние здоровых детей спустя час после того, как их не уложили спать на дневной сон вопреки привычному режиму сна, и их состояние на следующий день после того, как была соблюдена норма дневного сна ребенка. Экспериментальное исследование, первое в своем роде, посвященное влиянию пропуска сна на эмоциональные реакции детей, показало, что недосып, в данном случае 90-минутный, может привести к тому, что ребенок окажется не способным полноценно познавать новые, интересные для него вещи, а также справляться с неприятностями.

«Как и хорошее питание, полноценный сон – это насущная потребность детей, которая отвечает за ежедневное получение от окружающих людей и внешней среды всего самого важного», – считает профессор М.ЛеБуржуа.

В ходе исследования лица детей записывали на видео во время того, когда они собирали детские пазлы с изображением домашних животных, обитателей моря и насекомых. В первом эксперименте в пазле все детали были на месте, так, чтобы ребенок мог получить удовольствие от успешного выполнения задачи. Во втором – одна деталь была заменена деталью из другого пазла, что приносило детям неудовольствие из-за невозможности собрать картинку.

Выражения лиц детей были проанализированы посекундно на предмет эмоций радости, заинтересованности, грусти, досады, гнева, отвращения, стыда и замешательства.

Анализ показал, что у недоспавших детей по завершении сбора пазла позитивных эмоциональных откликов было на 34% меньше, чем у поспавших днем маленьких участников эксперимента. Негативных же эмоций во время сбора «несобираемого» пазла у невыспавшихся детей зафиксировано на 31% больше.

Кроме того, при недосыпе отмечено падение на 39% эмоций замешательства при сборе «несобираемой» картинки.

«Замешательство – это вовсе не плохо, говорит профессор, – это сложная эмоция, показывающая, что ребенок осознает и четко понимает, что что-то здесь не стыкуется. Когда выспавшиеся дети пребывают в замешательстве, они, вероятнее всего, будет добиваться помощи окружающих, что является позитивной адаптивной реакцией, указывающей на активность познавательных способностей.

Отсутствие адаптивных реакций, наблюдаемое у недосыпающих детей, ставит ребром вопрос о том, каким же образом хронически не соблюдающие норму сна малыши приспосабливаются к сложному окружающему их социальному миру».

Перед проведением тестов эмоционального состояния дети спали строго по графику, ночью и днем, не менее 12,5 часов за сутки. Сон по графику – важное условие перед проведением исследования для синхронизации суточного цикла детей и чистоты эксперимента по части наличия и отсутствия дневного сна.

«Недоспавший малыш, помещенный в условия детской группы, как правило, не хочет взаимодействовать с другими. Его навыки и способности «замораживаются», появляются закрытость, повышенная раздражимость, страх, что несомненно сказывается на продуктивности взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Исследование подтвердило, что даже однократный пропуск дневного сна делает детишек менее позитивными и снижает их познавательные способности», – говорит Моника ЛеБуржуа.

Аналогичные эксперименты с недосыпом в домашних условиях давали негативный эффект на отношения детей с родителями и качестве жизни детей в целом.

В ходе исследования все испытуемые носили на запястье специальные браслеты, которые фиксировали их картину сна. Родители также вели ежедневники о сне детей.

Цель нашего исследования была в том, чтобы понять, как влияет пропуск дневного сна на эмоциональную картину мира ребенка. Это важно для нас, потому что в возрасте от 2-х до 3-х лет у детей закладываются стратегии выражения своих чувств и переживания эмоций, и, в то же время, – это период, когда у многих детей начинается недосыпание, вызванное отказом именно от дневного сна, зачастую и потому, что родители просто не знают как уложить ребенка спать».

О том, почему ребенок отказывается от дневного сна, и как уложить малыша спать днем, читайте в наших следующих статьях цикла «Дневной сон ребенка».
Календарь кризисов ребенка
Опрос

Вас беспокоит ночной или дневной сон ребенка?

Проголосовали: 1318

Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (11)

Оставить комментарий

Анастасия

Спасибо Вам огромное. Я попробую. Хитрости мне никогда, правда, не удавались, но я постараюсь) Спасибо!!!

Анастасия

Добрый день! Просто хотелось бы подвести итог того, что я написала в предыдущих 3 сообщениях: 1. Дочка перестала ложиться спать в своей кроватке, хотя всю свою жизнь спала в ней, стала укладываться сначала на руках, потом на нашей с мужем кровати. Мы и снимали переднюю стенку кроватки, и ставили её обратно, и пододвигали кроватку к нашей кровати, и отодвигали обратно. Сейчас кроватка стоит около нашей кровати без передней стенки.2. Дочка стала укладываться спать вместо привычных нам 10-20 минут 40-45 минут. И возится, и никак-то не уснёт... Может, ей ВБ увеличить? Хотя совсем недавно, недели 2 назад, даже если она перегуляет немного, или укладывается вовремя (как я думаю, что вовремя), всё равно укладывалась быстро. ВБ я писала выше.3. Во время дневного сна, мало того, что ребёнок мало спит, вместо привычных в среднем 2 часов 1 час - 1 час 20 минут, да ещё за это время проснётся раза 2, что приходится помогать ей снова уснуть. А вечером сейчас она засыпает, а часа через 2 просыпается, плачет, и мы ещё полчаса куралесим, пытаемся уложиться.Подскажите , пожалуйста, как нам наладить сон по этим трём пунктам? Она сама измучилась, и я измучилась - ни сделать ничего не могу по дому, ни отдохнуть.

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Анастасия, добрый день! Я бы предложила такую стратегию:1. Немного увеличить ВБ, контролировать физическую активность (нужна достаточная усталость, но без шумных возбуждающих игр непосредственно перед сном), стремиться к тому, чтобы засыпание занимало меньше времени (в идеале до 20 минут).2. Сокращать успокоение на руках, укладывать на Вашей кровати. Можно выбрать сонную игрушку, которая будет ложиться спать вместе с дочкой.3. С помощью игрушки, сказок, заговаривания зубов "возвращать" дочку в ее кроватку. Если на большой кровати она может засыпать рядом с Вами, то в детской кроватке это невозможно, поэтому предлагайте ей компромиссы: Вы рядом, гладите или придерживаете рукой, рассказываете сказку, поете колыбельную. А когда малышка будет соглашаться на свою кроватку, Вы сможете постепенно сокращать свое участие в засыпании, отходить и ненадолго (в первые разы буквально на 10-15 секунд) выходить из комнаты и снова возвращаться.Проблемы с укладыванием могут быть связаны и с этапом развития: в 1,5-2,5 года детей настигает кризис "Нет", когда они осваивают новую свободу - свободу отказаться и проверяют границы дозволенного. Запаситесь терпением и уверенностью в себе. Спокойная последовательная мама помогает ребенку понять, где заканчивается "можно" и начинается "нельзя". Идите на небольшие хитрости, отвлекайте, заговаривайте зубы и "подталкивайте" дочку к нужным действиям. И обязательно давайте ей больше свободы выбора в течение дня, ей нужно воспользоваться возможностью самой принимать решения.

14 января 2019

Сон по возрастам

Анастасия

PS: сейчас поспала на нашей кровати меньше 30 минут. Пришлось переложить в её кроватку, сидеть с ней, пока не уснёт. Может, мне приучать её засыпать в комнате одной, без меня? Но как это безболезненнее сделать?Заранее спасибо!

Показать еще 3 комментариев из 8

Не пропустите новую статью про сон малыша

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна» – мифы и реальность
Сон – это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину!
15.07.2019
33749
0
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. ...
07.10.2016
140500
19
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. Во ...
14.10.2016
96145
0