Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Почему так важно читать правильные сказки?

15.12.2016
9221
2
24
Почему так важно читать правильные сказки?
Как наладить сон
Чтение сказок – самая популярная часть ритуала перед сном, которую родители используют столетиями. И для этой популярности есть очень серьезные основания. Сказка – лучшее средство общения с ребенком и передачи ему опыта из символического «банка жизненных ситуаций» и способов их решения.
Календарь кризисов ребенка
Какую сказку выбрать?
Научно доказано, что чтение сказок и рассматривание иллюстраций в книгах улучшает работу мозга и способствует интеллектуальному развитию детей.

Чтение сказок:
  • Развивает логическое и образное мышление, творческие способности. Дети с 1 года до 3 лет мыслят картинками, которые складываются в единый паззл в их сознании. Образность важна для восприятия. Переворачивание страниц как раз улучшает восприятие. Непосредственный контакт с книгой эффективнее активирует отделы мозга, отвечающие за восприятие прочитанного. Ребенок строит свою логическую цепочку, встраивает сказку в свой жизненный сценарий, учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах и получает свое видение истории из книги и образа героев.
  • Формирует правильные речевые навыки. Ребенок сначала учится произносить звуки, потом говорить, постепенно расширяет словарный запас, узнает что-то новое. Малышам проще понимать смысл сказки, опираясь на яркие картинки и краткое описание действий. Вот почему первые сказки для деток должны быть красочными и несложными.
  • Помогает учиться выражать мысли, слушать других и развивать коммуникационные навыки, формировать эмпатию, морально-этические нормы поведения. Совместное чтение – это приятное времяпрепровождение, во время которого родители общаются с ребенком, задают вопросы, объясняют, обсуждают то, что происходит в сказке.
Самая радостная новость от консультантов по сну: сказки можно и нужно включить в «мостик ко сну» – спокойное бодрствование перед сном, нацеленное на расслабление ребенка. Чтение сказки успокаивает, способствует созданию мощного эмоционального контакта со взрослым. Язык познавательных историй прост и понятен малышам, а сосредоточенная в них жизненно важная информация легко усваивается детьми. Ребенок, слушающий сказку, как правило уже набегался и наигрался, лежит спокойно и готов к спокойному восприятию информации. Эта приятная, тихая и спокойная неподвижность уже сама по себе позволяет малышу настроиться на сон.
Однако сказка сказке рознь. И задача родителя тщательно выбирать сказку для своего ребенка. Особенно это касается сказок на ночь. Ведь она несет в себе множество скрытых смыслов и эмоциональных моментов, которые затем вместе с пережитыми событиями за день отражаются на сне.
На что следует обратить внимание, выбирая сказку на ночь?
Выбирайте сказки на ночь тихие и простые, наполненные положительными эмоциями – это убережет психику вашего малыша от стрессов, и он спокойно заснет. Наличие повторений в сказке хорошо развивает память ребенка. Читайте сказку перед сном спокойным голосом и недолго.

Как сказку на ночь проще выбрать? Главный ориентир выбора сказки – это возраст, ведь крайне важно, чтобы ребенок хорошо понимал, о чем речь. Посмотрите наш обзор «сонных» книг для всех возрастов. В нем вы наверняка сможете найти для ребенка историю, которая станет его любимой.

В зависимости от возраста малыша установите временные рамки чтения. Помните, что маленький ребенок не в состоянии сосредоточиться более шести минут. Внимание рассеивается, если вы затянете чтение надолго.

Оптимальная длительность чтения сказки:
  • для малышей 1–2 лет подойдут книжки с яркими картинками и минимальным количеством слов. Рассматривать их можно по 5–10 минут. Но именно чтение сказки не должно превышать 2–3 минуты. Выбирайте короткие истории вроде «Репки» и «Теремка» или стихи. Так малыш точно дослушает сказку до конца.
  • для детей 2–3 лет – 5–10 минут.
  • для детей 5–6 лет – до 15 минут.
Когда малыш становится старше, многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенку одной сказки недостаточно. Пора выключать свет, а малыш просит еще и еще. Почему так происходит? Скорее всего либо ребенок еще полон энергии и не устал, или устал, но ему настолько нравится сам процесс чтения и общения, что он таким образом требует бесконечного продления.

Что же делать? Договариваться. Установите границы, договоритесь заранее, сколько сказок вы будете сегодня читать. Эта цифра не должна меняться изо дня в день. Если уж вы установили рамки, то не выходите за них. Больше читайте ему в течение дня, во время бодрствования.

А что, если и договоренности не срабатывают? И в этом случае есть выход:
  • Возьмите любимую игрушку ребенка. Пусть мишка или машинка договариваются с малышом, сколько будет сказок, и вместе выключают свет. Иногда детям проще договориться с неодушевленным персонажем, которого они наделяют человеческими чертами.
  • Договоритесь о том, что после выключения света вы расскажете еще одну историю. Рассказывайте ее тихо-тихо.
Сказкотерапия
В современной психологии выделили целое направление под названием сказкотерапия. Лечение сказками – это уникальный и эффективный способ решения детских проблем. Работает он примерно с 2 лет. Ребенку дают возможность примерить на себя роль известного сказочного персонажа, а лучше сочинить сказку самим. Маленький непоседа/шалунья может стать и добрым принцем/принцессой, и злым пиратом/колдуньей, и волшебным единорогом/феей. Примеряя эти роли, дети формируют свои ценности, учатся оценивать обстоятельства в жизни, понимают категории добра и зла, видят ошибки поведения и получают опыт.

Посредством сказок дети приобретают представление о поведении во взрослой жизни. Они вырабатывают способность обобщать и анализировать события, которые произойдут с ними в будущем. Сказки используют для преодоления различных страхов: темноты, животных и насекомых, пожаров, различных несчастий, страха перед школой, новым коллективом, страха смерти.

Сказки важно сочинять самим. После 3–4 лет можно делать это вместе с ребенком.

Из чего состоит правильная история для сказкотерапии?
  • В сказке есть главный герой, образ которого понятен и приятен ребенку.
  • Если персонаж отрицательный и ребенок боится его, то в сказке он может оказаться, наоборот, милым, добрым, симпатичным.
  • Одна сказка решает одну проблему.
  • У сказки может быть продолжение. Если герой ребенку нравится, то можно прорабатывать разные ситуации с этим же персонажем.
  • В конце сказки должна быть мораль и хорошее завершение.
  • Решайте реальные проблемы, не забегая вперед. Сказка должна соответствовать возрасту и страхам ребенка.
  • Сказка поможет справиться не только со страхами, но и с вредными привычками, капризами, плохим поведением в разных ситуациях, стеснительностью.
Читая правильные сказки, вы избавляете малыша от многих страхов и тревог, постоянных или пережитых за день. Настраиваете его на спокойный отдых. Знакомите его с окружающим миром. Прививаете ему жизненные ценности, которые разделяете сами и которые будут важны для ребенка по мере взросления.

P.S. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях: какая у вашего ребенка любимая сказка для чтения перед сном?
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (2)

Оставить комментарий

Oksana Bryantseva

Добрый вечер! Очень интересная статья и как раз актуальная для нашей семьи. Сыну 1,5 года, книги любил всегда и уже с года приносил книжку, чтобы почитали..Ближе к 1,5 ввели чтение сказки в ритуал укладывания спать на все сны. Слушает долго и внимательно, повторяет слова, запоминает персонажей и тд, при чем интересуется именно более длинными и содержательными сказками, не Репкой и Колобком. В статье указано, что время чтения в нашем возрастефы не должно превышать нескольких минут, но сыну этого явно недостаточно и он плачет, когда заканчиваю читать и перекладываю его в кроватку. Иногда так сильно плачет и жалобно говорит «каска», что я сдаюсь и читаю ещё, хоть и вижу, что очень хочет спать. Подскажите, пожалуйста, как можно сгладить переход от чтения к засыпанию в кроватке? Возможно ли, что такая реакция вызвана именно нежеланием засыпать в кроватке, а не желанием слушать сказки? Или чтение слишком долгое для его возраста и он перевозбуждается? Я читала, что иногда дети так себя ведут из-за недостатка внимания и просто хотят, чтобы мама была рядом подольше, но я постоянно с сыном, максимально уделяю ему время, поэтому данную причину я исключаю.. Очень интересно Ваше мнение по нашей ситуации. Заранее спасибо!

Анна Сухих
Старший консультант по сну, супервизор, лектор

Оксана, добрый день! Читать можно и больше, если малыш явно интересуется чтением, готов спокойно слушать, и книги его не возбуждают. Часто дети предпочитают какую-то одну определенную книгу перед сном и слушают ее много дней подряд - малыш запоминает и сюжет, и картинки, и такая предсказуемость дает ему ощущение стабильности и порядка. Но если Ваш ребенок предпочитает разнообразные книги, это тоже нормально. Ваш вопрос касается достаточно важного момента: чтение может быть частью ритуала укладывания, но время чтения в ритуале всегда заранее определяется мамой (например, три маленькие книжки или одна глава длинной сказки). Если чтение становится бесконечным "по заказу" малыша, тогда такой ритуал укладывания не будет способствовать быстрому засыпанию. И чтобы окончание чтения не вызывало слез, я бы рекомендовала следующее. Во-первых, последовательность. Вы заранее предупреждаете сына, сколько Вы будете читать. Когда чтение заканчивается, книжка закрывается до утра. Иначе малыш находит способ продлить удовольствие - нужно просто пожаловаться и поплакать, и мама будет читать еще. Тут нужно проявить настойчивость: Вы заранее договорились о чтении, мама свои "обязательства" выполнила, теперь и ребенку пора ложиться. Несколько вечеров, и малыш убедится, что эти правила не меняются, и протеста будет меньше. Во-вторых, включите после чтения какой-нибудь приятный элемент ритуала. Например, очень короткий массаж-поглаживания, "обнимашки" с мамой или что-то другое, что понравится Вашему сыну. И уверенность в себе! Вы прекрасная мама, уделяете своему малышу максимум внимания, он точно не страдает от одиночества или "заброшенности".

31 июля 2018

Сон по возрастам

Не пропустите новую статью про сон малыша

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна» – мифы и реальность
Сон – это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину!
15.07.2019
34484
0
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. ...
07.10.2016
141991
19
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. Во ...
14.10.2016
96941
0