Как работают Зоны регуляции
Зоны регуляции учат ребенка анализировать свое состояние (и состояние людей вокруг), оценивать социальный контекст и подбирать способы, помогающие справиться со своими эмоциями: успокоиться, отвлечься, взбодриться. У детей появляется возможность проговорить, выразить то, что они чувствуют, за счет этого лучше понять чувства окружающих, найти общий язык и избежать конфликтов.
Ниже Зоны регуляции представлены в виде наглядного плаката с распределением наиболее типичных эмоций и состояний по цветам и вариантами, как вернуть себя в Зеленую зону.
Как это работает на практике в школах Англии, Канады и Гонконга
Наталия Кузнецова-Райс, предприниматель, живет с ребенком в Англии:
«Сходила на собрание в школу и чуть слезу не пустила — в хорошем смысле этого слова. Детей в третьем классе (7–8 лет) начинают учить эмоциональной саморегуляции. Все мы (дети и взрослые!) в течение дня путешествуем по этим зонам:
Синяя — грустно, устало, низкий уровень энергии;
Зеленая — чувствую себя хорошо, спокойно, могу концентрироваться;
Желтая — возбуждение, фрустрация, не могу усидеть на месте;
Красная — злость, гнев, агрессия.
Каждый ребенок должен отмечать для себя, в какой зоне он находится, и САМ для себя выбрать инструменты, чтобы вернуться в зеленую зону.
Например, если ты в синей, можно отправиться на пробежку, попросить воду или снэк. Если в желтой, то сделать что-то спокойное, например, пораскрашивать.
Детям объясняется, что это нормально — испытывать разные состояния, но в школе для продуктивности мы стремимся быть в зеленой зоне. И что эти все состояния — это не черта характера или «плохое поведение» — это именно состояния, которые ты можешь сам отрегулировать».