babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Кризисы ребенка: 2 года

26.01.2023
54139
0
209
Кризисы ребенка: 2 года
Развитие ребенка
Дети быстро растут и меняются. Родители не всегда успевают подстроиться под эти изменения. Может быть непросто принять ситуацию, когда в возрасте 1,5–2,5 лет малыш вдруг становится «неудобным», неуправляемым. Про кризис 3 лет «Я сам» знают многие, но для него вроде бы пока рано. Что происходит?

Для спокойствия мам и пап BabySleep рассказывает, почему ребенка вдруг будто подменили:
  • Малыш очевидно голоден, но отказывается садиться за стол.
  • Он хочет спать, видно, что устал, но упрямо говорит: «Не буду спать».
  • Вся семья собралась на прогулку, но ребенок отказывается надевать ботинки и вообще выходить из дома.
  • Вы зовете малыша, он бежит к вам, вы опускаетесь на колени и расправляете руки — и тут ребенок останавливается, странно смотрит на вас и просто отказывается идти дальше. Уговоры и аргументы становятся дополнительным поводом не идти к вам.
Очень часто в возрасте около 2 лет кризис проявляется через негативизм. Яркий признак: сплошной отказ на любые ваши предложения — «НЕТ и все!». Шумные митинги, капризы, не поддающиеся здравому смыслу требования, лежание на полу в знак протеста.

Хорошая новость в том, что любой период развития имеет не только свое начало, но и конец, а мы к нему можем адаптироваться. Сколько это может длиться, точно не предсказать. Каждому родителю и ребенку нужно свое время. Дети разные, с разным темпераментом. Кто-то будет бастовать пару недель, и после небольших уступок придет период затишья, а некоторым родителям предстоит жить с маленьким революционером и оттачивать «дзен», менять свое отношение к ситуациям, не усложнять и без того сложный период, при этом не забывая про границы.
Календарь кризисов ребенка

«Нет» или кризис негативизма

Слово «Нет» — это первый акт проявления свободы для ребенка, который он по-настоящему осознает. Это переносит маленького человека на новый уровень понимания жизни, он начинает осознавать себя полноценным и важным участником всего, что происходит вокруг. Он стремится понять, как можно влиять на внешние обстоятельства. Ребенок сталкивается с границами дозволенного, получает опыт и знакомится с эмоциями, проживая каждую из них.

Первое выражение своей собственной воли — это свобода отказаться. Ребенок уже освоил возможности своего тела (хорошо ходит, бегает, манипулирует предметами), и теперь у него появляется ощущение себя как личности. При этом он еще недостаточно хорошо говорит, и это может его раздражать: «Хочу сказать, а не могу».
У детей нет задачи специально, «назло» вести себя плохо. Развитие, интерес и любопытство — вот что движет ребенком. Новый способ реагирования осваивается на первых этапах слишком активно. И конечно, ребенок запоминает, если родители реагируют на его действия каждый раз каким-то определенным образом.

Что делать родителям?

Верные друзья для любого родителя в этот момент — терпение, быстрая реакция, фантазия, базовые знания по детской физиологии и психологии. Взрослым важно в первую очередь контролировать себя, учиться получать желаемый результат без раздражения, угроз, подкупа или вседозволенности.

Вот несколько приемов–хитростей, которые помогут вам пережить кризис:
  • Если вам свойственно задавать вопросы своему двухлетке («Хочешь есть?», «Пойдем спать?»), в этот период старайтесь избегать вопросительных интонаций: «Теперь пора пообедать. А потом мы пойдем готовиться ко сну».
  • Используйте альтернативные вопросы, которые дают возможность выбора, но с вашим вектором: «Наденешь пижаму с роботами или с машинками?», «Хочешь спать с котиком или с обезьянкой?».
  • Задавайте ребенку вопросы и давайте ему выбор там, где вам легко принять его «нет». Например: «Будешь печенье?».
  • Если ребенок отказывается от чего-то важного, можно настоять на своем в смягченной форме: «После обеда отдохнем, а потом будет сладкий полдник. Будешь после сна запеканку с вареньем?», «Не хочешь спать? Ладно, не спи! Просто полежи со мной, почитаем книжку для мишки, он устал. Только нужно лежать очень тихо, чтобы ему не мешать».
  • Через диалог подводите ребенка к согласию. Например, после ритуала укладывания ребенок хочет, чтобы мама сидела рядом, пока он не уснет. Если у вас есть другие дела (помыть посуду, заняться спортом, попить чай), скажите ему об этом. Проговорите желание ребенка: «Ты хочешь, чтобы я посидела с тобой?», он ответит утвердительно. Потом спросите: «А мама что хочет?». Вполне вероятно, ребенок повторит сказанное вами и отпустит вас (если он не боится темноты или одиночества). Возможно, он пару раз позовет вас до того, как уснет, сразу же ненадолго заходите к нему, чтобы он не волновался.
  • Найдите компромисс: «В ботинках ходить по лужам нельзя, но мы можем зайти домой, ты наденешь резиновые сапоги и можно будет гулять по лужам».
  • Творческий подход очень часто спасает ситуацию. Например, можно не купаться, а проводить опыты с пеной, не гулять, а покормить уточек, не спать, а уложить игрушку. Малыш сейчас учится играть, в игровой форме можно делать все что угодно. Например, одевание превратить в игру «прячь ручку в рукав», еду в перевозку межгалактических самолетов, а купание в мытье русалки.
  • Дети в этом возрасте хотят быть похожи на взрослых, помогать им, подражать их действиям. Привязанность сейчас проявляется как похожесть на родителя. Выводите ребенка из состояния протеста, переформулировав свой запрос. Просите ребенка о помощи: «Смотри, игрушки валяются, помоги мне их собрать, пожалуйста, мне без тебя будет тяжелее».
  • В 2 года дети с удовольствием слушают сказки и истории. Придумайте или прочитайте сказку о том, что вызывает проблему. Часто после 3–4 рассказов ребенок начинает вести себя, как в сказке.
  • Волшебные вещи. Иногда ребенок протестует, когда мама что-то предлагает, но если то же самое «скажет» игрушка, охотно выполняет ее просьбу. Например, он с радостью ляжет на подушку, если она сама его об этом попросит.
  • Проговаривание заранее знакомого ребенку текста в формате вопрос–ответ. Можно попросить ребенка показывать части тела или назвать домашний адрес, рассказать о животных (где живут, чем питаются, как «говорят»). Ребенок знает ответы, разговор не имеет сильной эмоциональной нагрузки, но, отвечая привычным образом на привычные вопросы, он успокаивается и отвлекается.
  • Смех. Перевод ситуации во что-то смешное помогает забыть о конфликте.
  • Хорошо работает такой способ: поторопить или сыграть в соревнование «кто быстрее». «Давай быстро-быстро надевай пижаму, быстро-быстро ищем котика и закрывай глазки», «А ну кто быстрее ляжет в кровать?». Ребенок не успеет понять причину спешки, а еще будет весело.
Если ситуация все-таки вышла из-под контроля и началась истерика, лучше просто подождать и быть рядом:
  • Если нет возможности остановить бунт, можно его возглавить и дать возможность ребенку сделать то, что он хочет. Важно, чтобы у вас было время в запасе. Часто, просто выждав 15–20 минут, малыш уже и сам готов без скандала выполнить мамину просьбу.
  • Если бунт придется на время укладывания, ребенку, конечно, будет труднее уснуть. Помогите ему успокоиться, качественно расслабьте его, помогите заснуть. И будьте готовы к тому, что он будет засыпать дольше обычного, дневной сон может оказаться коротким и малыш проснется не в настроении.
  • Если истерика из-за того, что никак нельзя отменить, можно начать со слов «Я знаю, что ты расстроишься, ты хочешь…, но сейчас надо …». Озвучьте потребность ребенка и перейдите к объяснениям спокойным голосом: «Ты капризничаешь, потому что устал, тебе пора немножко отдохнуть. Смотри, ротик зевает, глазки просят ручки их тереть. Давай полежим, а потом я с тобой поиграю». Как говорит доктор Комаровский, если ребенок кричит, а родитель отвечает на это так же, криком, то родитель меняет свое поведение, а не ребенка. Задача родителя — разговаривать с ребенком спокойно, как будто ничего необычного не происходит.
Истерики в возрасте 2–3 лет и старше очень часто связаны с правилами, принятыми в семье и обществе, т.е. границами.

Как ставить границы?

Родители создают первые ориентиры в мире малыша. Задавая определенные правила и соблюдая их, мы формируем для себя норму жизни. Правила и запреты в каждой семье разные, для каждого ребенка они так же будут разными в силу его индивидуальных особенностей и возможностей. По мере роста ребенка родители пересматривают границы дозволенного и запретного.

Родителям важно выбрать и установить первые «Нельзя» и «Нет», но их не должно быть много. И что особенно важно: если наши слова и запреты не подкрепляются систематически нашим поведением, они не работают. Все занимающиеся воспитанием ребенка взрослые должны эти правила последовательно обозначать и соблюдать.

Кризис 2 лет и сон

Часто в 2-летнем возрасте возникают специфические проблемы со сном. Подробнее о них читайте в наших статьях:
  • Ребенок отказывается спать днем — ложный отказ от дневного сна.
  • Из-за слишком эмоциональных событий ребенок может часто просыпаться ночью, появляются ночные страхи или ночные кошмары.
Воспитание ребенка — это творческий процесс, произведение под названием «Как вырастить будущего взрослого». Будет это произведение легкой забавной повестью или драматическим эпосом, во многом зависит от авторов-родителей.

Каждому ребенку необходимо быть уверенным, что его родители очень счастливы от того, что у них есть такой замечательный ребенок. Для адекватной самооценки он пока еще слишком маленький. Возрастной кризис — это переход отношений на новый уровень взаимодействия. Мы не можем сделать так, чтобы у ребенка все получалось просто и легко. Но что мы действительно можем, это помочь ему справиться и прожить перемены вместе.
54139
0
Понравилась статья? 209
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Личная консультация по сну до результата от Елены Мурадовой

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Елена Мурадова – сертифицированный консультант по детскому и семейному сну (диплом IPHI Maternity & Child Sleep Consultant, США). Основоположник русскоязычной школы мягких методик, практикует с 2011 года.

Наши клиенты: Регина Тодоренко, Лариса Суркова, Наталья Подольская, Саша Зверева, Настасья Белочкина, Михаил и Влада Дашкиевы, Евгений Кузнецов и другие звездные мамы и папы уже наладили сон детей и рекомендуют Елену Мурадову как самого опытного консультанта в России.

Запись к Елене Мурадовой
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
155007
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
442232
94
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
302823
30