Решение проблем с засыпанием у пациентов с РАС должно быть комплексным. В первую очередь важно проконсультироваться с врачом и оценить, есть ли у ребенка сопутствующие заболевания и лекарственные назначения, которые могут быть причиной нарушений сна.
Современные международные рекомендации при нарушениях сна у детей и подростков с РАС предусматривают медикаментозные и немедикаментозные методы. На первом месте немедикаментозные методы, то есть поведенческая коррекция нарушений сна. Именно поведенческие методы показали наибольшую эффективность и безопасность в детском возрасте.
За помощью в решении проблем со сном имеет смысл обратиться к консультанту по сну, чтобы получить системную информационную и психологическую поддержку.
Не удивляйтесь, если перед началом работы консультант попросит вас прислать видео, где ребенок играет, ест, взаимодействует с членами семьи, плачет, радуется чему-то, как выглядят ваши попытки его успокоить. Обычные бытовые моменты жизни ребенка с аутизмом будут очень полезны и дадут много информации для будущей работы над сном.
Консультант по сну проанализирует условия для сна в спальне, поможет подобрать подходящий ребенку режим, качественную подготовку ко сну и метод укладывания.
Самая частая проблема со сном у детей с аутизмом — ребенок
«путает день и ночь». Сбивается циркадианный ритм сна и бодрствования: ребенок спит днем очень долго, а ночью уснуть не может. Выяснить, какой режим дня лучше всего подходит ребенку, поможет дневник сна, в который родители записывают, когда ребенок ложится, встает, что делает в течение дня, как проходит вечер перед укладыванием. Проанализировав данные, важно подобрать подходящие по возрасту время утреннего подъема и вечернего укладывания, комфортного времени бодрствования (то есть сколько времени ребенок может бодрствовать в хорошем настроении, без капризов, от пробуждения до засыпания на следующий сон). В этой
статье вы найдете таблицу с примерными ориентирами по времени бодрствования в зависимости от возраста ребенка.
Индивидуальные показатели времени бодрствования необходимо знать, чтобы мама или папа могли укладывать ребенка в правильное время, попадать в «окно в сон» (интервал времени, когда организм готов ко сну и ребенок может быстро уснуть). Чтобы попадать в «окно в сон», нужно научиться определять момент появления признаков усталости у ребенка и отличать их от признаков переутомления и скуки. Каждый ребенок может по-разному
показывать, что он уже хочет спать. Но чаще всего признаки усталости выглядят так: ребенок трет глаза, зевает, теряет интерес к игрушкам, становится менее активным, выглядит сонным. Если эти признаки пропустить, ребенок легко может «пойти на второй круг»: вновь стать активным, даже чересчур, будут усиливаться стимы. И тогда уже перевозбужденному ребенку уснуть будет сложнее.