Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Нарушение сна у детей с РАС

18.02.2022
14070
0
35
Нарушение сна у детей с РАС
Развитие ребенка
Многолетний практический опыт BabySleep показывает, что поведенческая коррекция нарушений сна актуальна не только для клинически здоровых детей, но и при наличии неврологических заболеваний и нарушений развития (например, аутизм). На эту тему мало данных и практических наработок, так как она лежит вне границ компетенции консультантов по детскому сну. Детей с РАС наблюдают психиатры и неврологи. Но часто РАС сопровождается нарушениями сна, и в этом детям с РАС и их родителям очень нужна помощь. «Я с содроганием думаю о приближении ночи», — сказала однажды мама ребенка с РАС на консультации.
Календарь кризисов ребенка

Что такое РАС?

Расстройства аутистического спектра (РАС) — группа расстройств психического развития, имеющая широкий диапазон проявлений. В основном это сложности в социально-коммуникативной сфере — ребенку с РАС трудно выстраивать отношения с родителями, сверстниками и другими людьми, развивать навыки, включая речь, быть гибким и переключаться с одной задачи на другую.
Научное исследование
Диагноз РАС может заподозрить любой детский врач: педиатр или детский невролог, но поставить такой диагноз имеет право только врач-психиатр. Существуют ранние признаки РАС, но диагностировать его можно только после 16 месяцев. По данным ВОЗ, каждый 160-й ребенок рождается с аутизмом, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США в 2021 году — каждый 44-й ребенок.
Семья, столкнувшаяся с диагнозом РАС, очень уязвима в момент постановки диагноза. Родители чувствуют себя растерянно, хотят помочь своему ребенку, но не знают правильного эффективного маршрута. Много сил, времени, ресурсов уходит на посещение медицинских учреждений для организации социальной и медицинской помощи. Очень важно в такой момент попасть к хорошему психиатру, чтобы получить план действий, рекомендации по организации среды, в которой растет ребенок, подобрать обучающую программу, схему лечения сопутствующих расстройств.

По данным DSM 5 (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5 пересмотра), основными характерными чертами ребенка с РАС являются:
  • Трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. Ребенку трудно начать и поддерживать общение, он испытывает проблемы с невербальным общением, с пониманием эмоций окружающих, даже самых близких людей, социальных ситуаций и социальных отношений.
  • Ограниченность, повторяемость в поведении, интересах или деятельности, самостимуляции («стимы»), вокализации, необычная игровая деятельность, следование ритуалам в разных сферах жизни, чрезмерная увлеченность объектами или интересами, нетипичная чувствительность ребенка к окружающим стимулам, необычная избирательность в пищевом поведении.
РАС может быть выявлено в любом возрасте, но симптомы должны проявляться в первые годы жизни. Симптомы РАС возникают в раннем детстве, влияют на его развитие и сопутствуют человеку всю его жизнь — дезадаптируют ребенка и вызывают сложности в важных областях жизни.

РАС и сон

Среди сопутствующих проблем при РАС (врачи называют это коморбидность) отмечают нарушения сна. У детей с РАС, так же, как и у нейротипичных детей, выделяют первичные (поведенческие) нарушения сна и вторичные нарушения сна, то есть вызванные какими-либо сопутствующими заболеваниями.

По данным Американской Академии Неврологии от 44% до 83% детей и подростков с РАС имеют нарушения сна. У врачей пока нет точного ответа, почему дети с симптомами РАС, имеют особенно высокий риск возникновения проблем со сном. Это связывают с биологическими отличиями мозга, также предполагается, что большое значение имеют нарушения коммуникации между ребенком и заботящимся о нем взрослым и особенности сенсорного восприятия ребенка.

Практический опыт показывает, что дети и подростки с РАС страдают и от специфических для РАС симптомов, и от повышенной тревожности, проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, которые тоже могут сказываться на засыпании и качестве сна.

Последствия плохого сна у детей с РАС

Трудности со сном у детей с РАС похожи на те, что испытывают типично развивающиеся дети:
  • Нарушение циркадианного ритма сна и бодрствования («перепутал день и ночь»);
  • Трудное длительное засыпание;
  • Протесты и истерики перед сном;
  • Частые ночные пробуждения;
  • Ночные гуляния более часа;
  • Ранние утренние пробуждения (раньше 6 утра).
Если у ребенка с РАС накапливается недосып, у него усугубляются проблемы с поведением, появляется неуемная активность, агрессия, увеличивается количество стереотипий (бессмысленные движения, звуки, слова или даже ритуалы, которые ребенок навязчиво повторяет). Эти проблемы имеют стойкое и продолжительное течение.

Как наладить сон ребенка с аутизмом

Решение проблем с засыпанием у пациентов с РАС должно быть комплексным. В первую очередь важно проконсультироваться с врачом и оценить, есть ли у ребенка сопутствующие заболевания и лекарственные назначения, которые могут быть причиной нарушений сна.

Современные международные рекомендации при нарушениях сна у детей и подростков с РАС предусматривают медикаментозные и немедикаментозные методы. На первом месте немедикаментозные методы, то есть поведенческая коррекция нарушений сна. Именно поведенческие методы показали наибольшую эффективность и безопасность в детском возрасте.

За помощью в решении проблем со сном имеет смысл обратиться к консультанту по сну, чтобы получить системную информационную и психологическую поддержку.

Не удивляйтесь, если перед началом работы консультант попросит вас прислать видео, где ребенок играет, ест, взаимодействует с членами семьи, плачет, радуется чему-то, как выглядят ваши попытки его успокоить. Обычные бытовые моменты жизни ребенка с аутизмом будут очень полезны и дадут много информации для будущей работы над сном.

Консультант по сну проанализирует условия для сна в спальне, поможет подобрать подходящий ребенку режим, качественную подготовку ко сну и метод укладывания.

Самая частая проблема со сном у детей с аутизмом — ребенок «путает день и ночь». Сбивается циркадианный ритм сна и бодрствования: ребенок спит днем очень долго, а ночью уснуть не может. Выяснить, какой режим дня лучше всего подходит ребенку, поможет дневник сна, в который родители записывают, когда ребенок ложится, встает, что делает в течение дня, как проходит вечер перед укладыванием. Проанализировав данные, важно подобрать подходящие по возрасту время утреннего подъема и вечернего укладывания, комфортного времени бодрствования (то есть сколько времени ребенок может бодрствовать в хорошем настроении, без капризов, от пробуждения до засыпания на следующий сон). В этой статье вы найдете таблицу с примерными ориентирами по времени бодрствования в зависимости от возраста ребенка.

Индивидуальные показатели времени бодрствования необходимо знать, чтобы мама или папа могли укладывать ребенка в правильное время, попадать в «окно в сон» (интервал времени, когда организм готов ко сну и ребенок может быстро уснуть). Чтобы попадать в «окно в сон», нужно научиться определять момент появления признаков усталости у ребенка и отличать их от признаков переутомления и скуки. Каждый ребенок может по-разному показывать, что он уже хочет спать. Но чаще всего признаки усталости выглядят так: ребенок трет глаза, зевает, теряет интерес к игрушкам, становится менее активным, выглядит сонным. Если эти признаки пропустить, ребенок легко может «пойти на второй круг»: вновь стать активным, даже чересчур, будут усиливаться стимы. И тогда уже перевозбужденному ребенку уснуть будет сложнее.
Каждый из нас от скуки или переживаний может щелкать ручкой, накручивать волосы на палец, обводить клеточки в тетради или даже обгрызать кутикулу на пальцах, отковыривать сухие корочки в носу. Такие «вредные привычки» могут раздражать окружающих, поэтому здоровый человек, понимающий эмоции окружающих людей, вряд ли будет это повторять прилюдно снова и снова. Дети с аутизмом совершают свои стереотипии, абсолютно не замечая реакции окружающих, повторяющиеся движения заполняют их важные сферы жизни и мешают в обучении и выполнении повседневных задач.

«Стимы», «стимить» — это сленговое сокращение от «стимминг», что означает самостимулирующее поведение. Стимы для ребенка с РАС — это способ саморегуляции своего состояния, так как они помогают ребенку контролировать сенсорную (чувствительную) нагрузку из окружающей среды. Стереотипии могут блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и помогают избежать перегрузки. И наоборот, стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.

Ритуал перед сном: зачем он нужен?

Качественная подготовка ко сну (ритуал) заключается в том, чтобы подобрать приятные ребенку, замедляющие его действия перед сном. Замедление успокаивает ребенка и создает благоприятные условия для проявления признаков усталости, а ритуал перед сном показывает ребенку, что пришло время ложиться спать, и расслабляет.

Ритуал обычно состоит из чтения сказок, колыбельной, легкого массажа, объятий с родителями. Важно помнить, что каждый ребенок с РАС уникален. Универсальной стратегии рутин перед сном, подходящей для каждого малыша, просто не существует. Действия во время подготовки ко сну подбираются опытным путем после анализа индивидуальных особенностей ребенка, просмотра видеозаписей, опираясь на наблюдения родителей. Это непростая задача — найти то, что понравится ребенку и что он согласится с удовольствием делать перед сном, и чтобы это что-то его еще и успокаивало. У некоторых детей есть стимы, которые могут помочь им расслабиться:
  • Перебирать в руках складки ткани;
  • Смотреть рисунки и фотографии любимых животных (персонажей);
  • Складывать что-то в коробку;
  • Собирать матрешку;
  • Завязывать и развязывать веревочки (для этого есть игрушки с молниями, пуговицами, липучками, отстегивающимися деталями, тактильные панели, бизиборды);
  • Гладить кусочки ткани, разные по фактуре;
  • Катать в руках шарик с мягкими шипами.
Случай из практики
Однажды ко мне пришли родители с 2-летним малышом. Он просыпался очень поздно и, соответственно, очень поздно засыпал. Родители боролись за дневной сон. Мы переместили внимание на ночной сон, сдвинули его на более физиологичное время. Ребенок стал засыпать в 20 часов и спать до 8 утра. Вот таким образом, немного необычно, без дневного сна, но жизнь у них наладилась.

А еще одному пациенту подарили деревянный конструктор, но он больше любил не собирать его, а вынимать все детали из коробки и складывать их обратно, чтобы коробка в итоге закрылась. Такую игру можно использовать в качестве ритуала перед сном, чтобы ребенок расслабился.
Мария Григорьева
Консультант по сну, детский невролог
Записаться на консультацию
Нередко детям с РАС приходится дополнительно объяснять некоторые бытовые и социальные моменты, которые очевидны для ребенка без нарушения развития. В этом случае надо подобрать правильный способ, чтобы максимально понятно донести до ребенка, что от него ожидают. Дети с аутизмом гораздо лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому хорошо использовать картинки, написанные слова, объекты. Например, последовательность действий при подготовке ко сну можно наглядно показать с помощью игры перед сном от BabySleep и Kidiki.Club.
Нарушение сна у детей с РАС
Для детей старшего возраста эффективны методы видеомоделирования и социальные истории.
Видеомоделирование — это психологическая техника, в рамках которой ребенка учат новому поведению и навыкам с помощью видео.

Ребенку показывают небольшой видеоклип, на котором демонстрируется желаемое поведение или навык. Это значительно повышает вероятность, что ребенок будет сам поступать так же в реальной жизни. Снимать можно самого ребенка или другого человека, который выступает в роли модели.

Например, чтобы наглядно объяснить ребенку с аутизмом последовательность во время ритуала перед сном и укладывания, можно снять и смонтировать видео, где ребенок с мамой готовится ко сну и после ритуала спокойно ложится в свою кровать и засыпает.

Социальная история — короткий индивидуальный рассказ, в котором дается объяснение конкретной ситуации или проблемы в отношениях между людьми. С помощью картинок и надписей социальные истории описывают ребенку с аутизмом, что люди делают и чувствуют в контексте конкретной социальной ситуации, объясняют порядок действий и желаемое поведение. Например, можно использовать короткий рассказ с иллюстрациями, где показано, что не следует убегать из кровати после фразы «Спокойной ночи, мой дорогой!» и выключения света.
Пока нет научных данных, подтверждающих эффективность утяжеленных одеял для улучшения сна детей с РАС, но они могут использоваться при соблюдении техники безопасности, и в некоторых случаях могут быть полезными, например, если ребенок хочет закрыться от окружающего мира, почувствовать себя в безопасности. В практике консультантов по сну BabySleep было несколько случаев, когда утяжеленное одеяло помогало уложить ребенка спать.
Случай из практики
Я работала с мальчиком 3 лет. Он давно отказался от дневного сна. Периодически «гулял» ночью и очень рано вставал. Спал всего около 10,5 часов в сутки. Вернуть дневной сон не удалось, но мы ввели на постоянной основе тихий час в середине дня, чтобы сократить эмоциональную и физическую нагрузку (ребенок в первой половине дня посещал развивающие занятия). Придумали ритуал на пробуждение утром, чтобы показать малышу разницу между ночными пробуждениями, когда надо еще спать, и утренним подъемом (открыть шторы, обнять, пожелать доброго утра ребенку, солнышку в окошке).

Так как мальчик привык засыпать в максимальной тактильной близости с бабушкой, в ее объятиях, а от этого было необходимо уйти, я предложила попробовать утяжеленное одеяло. Мы плавно уменьшали участие бабушки в процессе засыпания по мягкой методике постепенных изменений.
Наталья Артамонова
Старший консультант по сну, супервизор, лектор
Записаться на консультацию
Существуют не только утяжеленные одеяла, но и утяжеленные игрушки, шарфы, жилеты, наплечники, которые можно использовать для замедления ребенка перед сном, зафиксировать руку, ногу или другую часть тела ребенка, если ему это приятно. Мягкое давление утяжеленных вещей помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

Обзор помощников для сенсорной интеграции детей с РАС

Утяжеленная игрушка–подушка Заяц от Ортомедтехники

Утяжеленные вещи используются у детей с РАС для снятия эмоциональной нагрузки, стресса, улучшения концентрации внимания. Производитель указывает, что этот заяц размером 30х20 см наполнен гипоаллергенными антистресс-шариками. Вес игрушки 1,2 кг (вес утяжеленной игрушки должен составлять от 5% до 15% от веса ребенка). Игрушку можно класть на колени во время долгой поездки, чтения, занятий, в случаях, когда ребенку необходимо сосредоточиться. Стирается игрушка вручную мылом в теплой воде. Производитель подчеркивает, что игрушку нельзя класть на лицо ребенка.
Утяжеленная игрушка–подушка Заяц от Ортомедтехники
Яйцо Кислинг

Яйцо Кислинг — большой мешок с двумя ручками — придумала немецкий эрготерапевт Улла Кислинг. Забравшись в этот мешок, ребенок чувствует себя как в материнской утробе или в домике, в своем собственном мире, в безопасности. Родители могут взять яйцо за две ручки, чтобы перенести ребенка в другое место. Например, если ребенок успокоился в яйце перед сном, можно перенести его в спальню и переложить на кровать. Конечно, если вес ребенка позволяет это сделать. Рекомендуется быть рядом с ребенком, когда он находится в яйце, чтобы при необходимости помочь выбраться из него.

У Ортомедтехники есть яйца в 3 размерах: диаметром 2 м — для детей от 3 до 7 лет, диаметром 2,4 м — для детей от 7 до 14 лет, диаметром 2,6 м — для детей от 14 лет и старше.
Яйцо Кислинг
Сенсорный туннель

Еще один домик, в котором ребенку будет безопасно и уютно. За счет утяжеления (вес этого туннеля от фирмы Абиликом 8 кг) ребенок прорабатывает чувствительность тела, а мягкая ткань (хлопок, плюш, флис) создает приятные тактильные ощущения.
Сенсорный туннель
Для детей старше 3 лет в качестве альтернативы можно попробовать простыню на резинке из хорошо тянущейся трикотажной ткани (сенсорная простыня). Она натягивается как обычная простыня на резинке на кровать, но только с 3 сторон. Ребенок забирается и спит в ней как в спальном мешке. Да и настоящий спальный мешок по сути напоминает яйцо Кислинг. В нем можно не только проводить подготовку ко сну, но и спать всю ночь.

Перед применением любых помощников для успокоения проконсультируйтесь с ведущим ребенка специалистом.

Медикаментозное лечение

В случае если поведенческий подход не дает результатов, врач может назначить медикаментозную терапию для решения проблем со сном. Согласно рекомендациям Американской академии неврологии по лечению нарушений сна у детей и подростков с РАС, при неэффективности поведенческих методов рекомендуется применение препарата мелатонина. Назначение этого лекарственного препарата возможно только после очной консультации с врачом. Кроме этого важно понимать, что препарат имеет побочные эффекты, а долгосрочные данные о безопасности его применения у детей пока отсутствуют.

Где можно узнать подробнее о РАС и получить помощь

  • Центр «Особая глубина» (Санкт–Петербург)
  • Центр инклюзии (Санкт–Петербург)
  • Программа помощи родителям «Ранняя пташка» фонда «Обнаженные сердца»
  • Фонд «Выход»
  • Фонд «Антон тут рядом»
  • Инклюзивный центр «Моя планета» (Москва)
  • Planik.org (карточки PECS)
  • Спортивный центр для особых детей «ПРОСТОР» (Санкт–Петербург)
Эту статью мы подготовили специально для Центра развития и запуска речи «Диалектика» в Пскове. Миссия Центра — своевременное выявление, коррекция и профилактика речевых и психических нарушений у детей и взрослых, что помогает открыть перед ними все радости жизни: общения и дружбы, возможности выбора учебного заведения и профессиональной деятельности, придать больше уверенности в себе.
Источники:
  1. Pubmed.
  2. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация», Общественная организация «Российское общество психиатров», 2020 г.
  3. Рекомендации по лечению нарушений сна у детей и подростков с РАС (Американская академия неврологии).
  4. DSM-5 (англ. Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition — Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания).
  5. Курс дополнительного профессионального обучения для специалистов в области здравоохранения «Расстройства аутистического спектра», август–сентябрь 2021 г.
14070
0
Понравилась статья? 35
Поделиться
Копировать ссылку
BabySleep в Telegram
Наладить сон и режим: бесплатные советы, эфиры и подкасты

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

12 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

* - обязательные для заполнения поля
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна»: мифы и реальность
Сон — это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину! Но я хочу поговорить не о важности сна, а о наших знаниях и представлениях о сне. Моя рабо...
15.07.2019
137608
10
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. В...
07.10.2016
383871
78
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. ...
14.10.2016
252978
30