Массаж и гимнастика 
 Массаж при повышенном тонусе способен вызвать у ребенка ощущение расслабленности и комфорта. Тактильный контакт помогает снять напряжение и успокаивает.
 Родители сами могут делать комплексы массажа и гимнастики, которые помогут малышу расти и развиваться, гипертонус будет постепенно проходить. 
 Массаж можно проводить на любой твердой поверхности. Выбранное место застилается пледом, сверху клеенка и чистая пеленка. Современные специалисты по раннему развитию рекомендуют заниматься с малышом на полу. Это особенно справедливо после полугода, когда дети настолько активны, что на пеленальном столике их трудно удержать. 
 Массаж и гимнастику проводите, когда ребенок не хочет спать или есть (не менее чем за полчаса до кормления и не ранее чем через полчаса после него). 
 Часы, кольца и другие украшения на время занятий снимите. Одежда должна быть свободной, не стеснять движения. 
 При проведении массажа ребенок получает не только лечебный или оздоровительный эффект, но и большое удовольствие от эмоционального общения. Ваше настроение передается малышу, важно проводить занятия в спокойной атмосфере, в приятной обстановке. Можно при этом петь песенки или рассказывать стихи–потешки. 
 Главная цель ежедневных занятий — уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого нужно: 
- Часто ласково разговаривать с ребенком, это стимулирует «комплекс оживления».
- 
	Не пеленать туго, использовать свободные варианты пеленания или современные пеленки-коконы на молнии, липучках.
- 
	Часто выкладывать на живот.
- 
	Устраивать теплые ванны и плавание в большой ванне или ходить в бассейн, где можно плавать вместе.
- 
	Легкий поглаживающий массаж всего тела.
- 
	Стимулировать активные движения ребенка, связанные с работой мышц–разгибателей.
 Во время занятий внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. При первых же проявлениях дискомфорта смените или закончите комплекс упражнений. 
 В нашем цикле «Развитие ребенка по месяцам» 
на каждый месяц есть примеры развивающего массажа на разный возраст.