Написать о проблеме со сном в WhatsApp
Ребенок плохо спит? Подробнее о консультациях
babysleep
+7 495 222 02 44

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации

21.03.2021
596
0
0
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
Развитие ребенка
Можете ли вы узнать новорожденного младенца в своем трехлетнем ребенке? Едва ли. Ведь человек, который теперь находится рядом с вами, задает тысячу вопросов в минуту об устройстве мира, играет в сюжетно-ролевые игры, отстаивает право на свое мнение и постепенно дистанцируется от вас. Что ожидает родителей ребенка трех лет, и на что стоит обратить внимание – расскажем в последней статье сервиса «Развитие ребенка».
Календарь кризисов ребенка
Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.
Рост и вес ребенка в 3 года
Данные приведенных ниже таблиц роста и веса разработаны Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев.

Рост ребенка в 3 года

В период от двух до трех лет дети в среднем вырастают на 9 см.
Наталья Трофимова
Консультант по сну, педиатр
Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце-коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего».
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
Вес ребенка в 3 года

В период от двух до трех лет дети в среднем прибавляют в весе 2250 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
Умелые ручки: формирование кистевых навыков в 3 года
К трем годам малыш обычно умеет:
  • откручивать крышку бутылки;
  • выдвигать ящики;
  • чертить карандашом каракули и даже несколькими чертами скопировать на бумаге простую форму;
  • листать страницы книг;
  • аккуратно переливать жидкости из емкости в емкость;
  • собирать кольцевые пирамиды;
  • складывать вдвое лист бумаги;
  • надевать и снимать кое-что из одежды и обуви без помощи;
  • расстегивать крупные пуговицы;
  • лепить примитивные фигурки из пластилина или глины;
  • рисовать красками при помощи кисти.
Развитие мелкой моторики продолжается у детей весь дошкольный период (и дольше!), так что не расстраивайтесь, если ваше чадо еще не шнурует обувь самостоятельно, неправильно держит карандаш и не может ножницами сделать на бумаге ровный надрез по начерченной линии.
Физическое развитие ребенка в 3 года
Как правило, трехлетние дети умеют:
  • быстро бегать, не падая;
  • ходить с закрытыми глазами;
  • стоять на одной ноге, сохраняя равновесие;
  • без поддержки подниматься и спускаться по лестнице чередующимся шагом;
  • спрыгивать со ступеньки;
  • прыгать на месте и в длину до 20 см;
  • перепрыгивать невысокие препятствия;
  • кататься на трех- или четырехколесном велосипеде, а также на беговеле;
  • переносить крупные предметы (большой пакет, мяч, коробку, игрушку);
  • бросать мяч в выбранном направлении на расстояние до 50 см, бить по мячу в пол, попадать мячом в коробку, ловить мяч (если бросить его легко и прицельно в руки ребенку).
Умственное развитие ребенка в 3 года
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
К трем годам малыш учится:
  • различать два предмета по размеру;
  • в группе предметов находить самый большой и самый маленький;
  • различать основные вкусы – сладкий, соленый, кислый, горький (хотя иногда может путать их и называть, например, горьким также соленое и кислое);
  • отличать смешное от грустного;
  • среди трех коробок верно определять ту, под которой была в его присутствии спрятана игрушка;
  • проявлять сострадание к другому ребенку, если тот явно расстроен;
  • выполнять просьбы взрослых (если не впадает в протестное настроение);
  • здороваться и прощаться;
  • говорить слова вежливости: «спасибо», «пожалуйста», «извини» (пока что спонтанно, нерегулярно);
  • пользоваться горшком, полотенцем, носовым платком;
  • мыть руки, умывать лицо, чистить зубы (этот навык пока может требовать контроля и коррекции – малыш не всегда может качественно почистить зубки сам);
  • аккуратно складывать свою одежду;
  • класть предметы на место.
Трехлетний ребенок обретает уверенность в себе, способность преодолевать свои страхи (не все и не всегда, конечно). У него появляется способность получать эстетическое удовольствие от красивой музыки, пейзажа, вещи. Растет его терпение (теперь он с большей вероятностью сможет спокойно высидеть стрижку у детского парикмахера).

В три года дети чрезвычайно любознательны. Они задают много вопросов, хотят знать, как все устроено и почему именно так. С ними становится все интереснее общаться.

Естественным образом они становятся все более независимыми, хотят все делать сами. Это и радует взрослых, но и сопровождается трудностями. Ведь делать самостоятельно абсолютно все кроха пока еще не может, он все еще довольно часто нуждается в помощи, но не всегда хочет ее принять, в итоге фрустрации могут возникать на каждом шагу.
Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:

«Моего малыша будто подменили! Всегда был спокойный и сговорчивый, а тут валяется на полу по любому поводу».

Этот непростой период называют кризисом трех лет. Суть его в том, что подрастающее дитя осознает себя отдельной личностью и стремится к независимости. Нередко это приводит к таким проявлениям, как упрямство, желание делать все по-своему, протест против запретов, отрицание всего и вся. Эти неприятности вскоре пройдут, помните, что, несмотря на такое резкое поведение, малыш по-прежнему (или даже еще сильнее) любит вас и нуждается в вашей любви и поддержке, для него это время тоже трудное.
Массаж/гимнастика ребенка в 3 года
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
Массаж и гимнастика для здорового ребенка проводятся по обоюдному желанию родителя и малыша. Без них он будет так же хорошо развиваться. А с ними может быть просто интереснее.

Вот пример игрового массажа для маленького упрямца, которому «никогда не надо спать и никогда не надо отдыхать», потому что у него «очень много важных дел»:

Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(расслабленными пальцами ритмично водим по спинке вверх-вниз)

Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берем, ребята, и будем помогать!
(пальцами сверху вниз «метем» спинку, словно метлой)

Портной все шьет иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки и будем помогать!
(«колем» указательным пальцем)

Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(круговые движения собранными в «ложечку» пальцами по спинке)

Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берем, ребята, и будем помогать!
(«пилим» ребром ладони)

Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(«косим» скользящими движениями ребром ладони)

А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
(постукиваем пальцами в ритме любимой мелодии)

Для ежедневной короткой (около 5 минут) гимнастики подойдут приведенные ниже упражнения. Каждое из них повторяем до 8 раз (можно меньше, чтобы малышу не надоело). Показывайте на себе, а ребенок пусть повторяет за вами.
  1. Усложненная ходьба: на внешней стороне стопы, на носочках, на пяточках.
  2. Дыхательное упражнение: вдох – руки прямые в стороны, выдох – хлопнуть руками перед грудью.
  3. «Пружинка»: пусть малыш присядет на корточки спиной к вам, а вы возьмите его за ручки, пусть он подпрыгивает, а вы при этом подхватываете его и поднимаете еще выше, затем снова опускаете до положения на корточках.
  4. Перешагивание препятствия: создать препятствие на высоте 20 см, например, натянуть веревку или положить палку на двух коробках. Ребенок перешагивает ее туда-сюда.
  5. Наклоны вперед: играем в собирание грибов, наклоняемся, срываем гриб обеими руками поочередно и кладем в воображаемую корзинку.
  6. Наклоны в стороны: играем в часы с маятником, «тик-так, тик-так».
  7. Бросание мячей: берем небольшие легкие мячики/шарики и бросаем их из-за головы на дальность – по очереди каждой рукой.
  8. «Ножки длинные и короткие»: ребенок ложится на спину ногами к взрослому, сначала сгибает ноги, приводя колени к корпусу и обхватывая их руками, а затем выпрямляет, упираясь стопами в ладони взрослого. Выталкивание должно быть сильным, можно ладонями специально создавать сопротивление ножкам малыша.
  9. Качаем брюшной пресс – детская версия: кроха лежит на спине, взрослый придерживает его прямые ноги, малыш несколько раз поднимается в положение сидя и ложится обратно (при этом может помогать себе, руками отталкиваясь от пола).
  10. И напоследок немного побегаем.
Дополнительно для закрепления правильной осанки можно 2–3 раза в неделю проводить еще такой комплекс упражнений:
  1. Разминка: ходьба обычная и усложненная (см. выше).
  2. Поднятие и опускание палки: берем гимнастическую или любую другую ровную палку, которую можно схватить двумя руками чуть шире ширины плеч. Держим ее прямыми руками внизу, поднимаем над головой и смотрим на нее, снова опускаем и снова поднимаем. Так три раза. Затем усложняем – поднимаем над головой, затем опускаем за голову, сгибая руки в локтях, снова поднимаем над головой и затем опускаем в исходную позицию. Три повторения.
  3. Поднятие палки над головой и опускание к бедрам в положении лежа. Все то же самое, что и в первой части предыдущего упражнения, только в положении лежа на спине.
  4. Исходная позиция: малыш лежит на животе, палку держит широким хватом двумя вытянутыми вперед руками, взрослый придерживает ножки. Ребенок поднимает руки с палкой и голову как можно выше над полом, грудь при этом тоже отрывается от пола.
  5. Бросаем и ловим мяч: встаньте напротив ребенка на расстоянии не более метра. Бросайте мяч ему в руки, он должен поймать и бросить его вам обратно. Первые несколько бросков от груди, затем – из-за головы.
  6. Разминка: ходьба с руками на поясе, затем нужно потянуться вверх на вдохе и опустить руки на выдохе.
Развитие речи
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
Трехлетний ребенок, возможно, уже:
  • понимает и использует многие предлоги;
  • строит длинные предложения (более пяти слов);
  • может спокойно и вежливо формулировать просьбу или пожелание;
  • понимает, когда говорят не только о том, что совершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти;
  • часто сам инициирует разговор;
  • знает названия многих предметов, окружающих его в повседневности;
  • широко использует глаголы;
  • расширяет запас прилагательных (это уже не только «большой» и «маленький», но и обозначения цвета, формы, различных качеств);
  • стремительно осваивает местоимения;
  • по одному названию предмета, даже не видя его перед собой, может вспомнить и назвать отдельные его качества;
  • часто сопровождает бурной речью самостоятельные игры.
Произношение отдельных звуков, сложных их сочетаний и длинных слов остается несовершенным. Допускаются ошибки в окончаниях. Речь далеко не всегда логична и ясна по смыслу без уточняющих вопросов взрослого.

За последний год ваш малыш сделал невероятный скачок в речевом развитии, и очень многое в этой сфере ему еще предстоит освоить. Вы можете помочь в этом, развивая его фонематический, интонационный слух, проводя пальчиковую гимнастику.
Как играть с малышом в 3 года?
Три года – некий рубеж. Многие мамы отмечают, что перед ними «совсем другой человек». И игры у него тоже совсем другие.

Прежде всего, возникает интерактивная, сюжетно-ролевая игра. Зачастую дети сами ее инициируют. Она может быть весьма примитивной, например, малыш говорит: «Мама, я поросенок, ты тоже поросенок, а папа – серый волк, мы спрячемся от него в домик» (под одеяло). Далее, при приближении папы-волка следуют веселые визги и убегание.

Можно помочь ребенку организовать более сложную игру по мотивам хорошо известных ему сказок: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. д. Распределить роли по членам семьи, недостающих игроков заменить игрушками, постараться воспроизвести все детали сказки, импровизации тоже будут хороши. Потренировавшись на готовых сказках, далее вы сможете использовать для игры свое неограниченное воображение.

Также в этот период маленькие мальчики и девочки постигают суть коллективных, групповых игр. Это известные многим из нас игры из детства: «Черное чернило, белое перо», «Каравай», «Гуси». Если ваш малыш ходит в дошкольное учреждение, наверняка там он приобщается к этому типу игры. Если же нет, вы можете сами организовать подобные игры, собравшись на выходных с другими семьями с детьми.

Наконец, в три года человек начинает осваивать игру по правилам. Ключевое слово – «начинает», так что не расстраивайтесь, когда ваш трехлетний игрок станет посреди новенькой настольной игры придумывать собственные правила и даже менять их многократно в течение одного «сеанса».

Ваш ребенок невероятно повзрослел за последний год, и все же он еще малыш, и еще многому должен научиться в последующие годы. Игра открывает огромный простор для обучения. Во время игр помните, что ребенок по-прежнему не может долго удерживать внимание на одном занятии, нуждается в большой подвижности и частой смене деятельности.
Игрушки для ребенка в 3 года
Ребенок в возрасте 3-х лет продолжает активно познавать окружающий мир, и легче всего ему это сделать с помощью игры. Именно поэтому так важно подбирать для малыша «полезные» игрушки, которые будут способствовать его гармоничному развитию.

Для мелкой моторики хорошо подойдет пластилин, мягкая мозаика, крупные пазлы. Вместе с малышом вы можете делать аппликации из цветной бумаги и фетра. В сюжетно-ролевых играх можно использовать мягкие игрушки, куклы, коляски и машинки. Развитию воображения и творческого потенциала способствует рисование – набор цветных карандашей, фломастеров и акварели помогут вам в этом.

Не стоит забывать и о физическом развитии ребенка – шведская стенка, самокат или беговел прекрасно укрепят мышцы, улучшат координацию и подарят заряд положительных эмоций.
Развитие ребенка в 3 года: нормы и рекомендации
Как сон и развитие ребенка влияют друг на друга
Ребенок в полных 3 года спит 11–12 часов в сутки, из которых от 1 до 2 ч может быть отведено на дневной сон. Некоторые трехлетние дети уже могут обходиться без него, тогда все 11 или 12 часов должны приходиться на ночной сон.

Подробнее про ночной и дневной сон трехлетнего малыша читайте в нашем сервисе: «Сон ребенка месяц за месяцем».

Определенные трудности со сном может вызвать начало посещения детского сада. Например, малыш может не спать в садике, хотя еще нуждается в дневном сне, или возникают сложности с построением режима дня. Вы можете почитать об особенностях сна детей в весь дошкольный период (3–6 лет).
Частый вопрос к BabySleep в этом возрасте
Мама:

«До начала посещения сада дочь уже месяц засыпала самостоятельно в отдельной комнате без моего присутствия за 20–30 минут. Утром вставала в 8, на дневной сон укладывалась в 13:30–14:00 до 15:30–16:00. Вечерний ритуал у нас начинался в 20:50. Засыпала быстро и без проблем. Спала всю ночь, не просыпаясь. Сейчас же, уже месяц, самостоятельно засыпает лишь изредка на дневной сон, вечернее засыпание всегда только в моем присутствии и долго (час-полтора). Встает несколько раз за ночь, просит, чтобы я пошла к ней спать. Последние два дня отказывается от дневного сна. В связи с садиком утреннее пробуждение перенесли на 7 утра, но приходится будить, так как на ночь засыпает где-то в 22:30 (хотя укладываться начинаем с 21:00). На дневной сон сейчас уходит около 13:00 и спит час-полтора. Возможно ли наладить сон?»
ОТВЕТ КОНСУЛЬТАНТА
Тамара Царфина
Консультант по сну, супервизор Центра подготовки консультантов по сну
Ухудшение сна может быть связано с адаптацией к детскому саду – для детей это существенная нагрузка. Поскольку малышка стала раньше вставать, постарайтесь сохранить дневной сон дома, даже если придется на время отступить от самостоятельного засыпания без вашего присутствия. Иначе без дневного сна может накопиться усталость, и это еще сильнее скажется на сне ночью. Если дочка в будние дни долго спит в детском саду, из-за этого она может несколько позже засыпать на ночь (но не в 22:30, конечно, а скорее около 21:30). Проводите вечер как можно более спокойно, обязательно много общайтесь и контактируйте (даже за полдня ребенок успевает соскучиться). Очень важно спокойное бодрствование примерно в течение часа перед укладыванием, постепенно настраивающее на сон (уборка игрушек, тихие игры и т. д.).
Чем BabySleep может помочь
Если вы столкнулись с проблемами со сном, которых уже и не ожидали от ребенка в возрасте трех лет, обратитесь за консультацией к нашим специалистам, которые помогут наладить сон максимально эффективно по соотношению результат/скорость/комфорт.
Поделиться
Копировать ссылку

Консультанты по детскому сну

Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Подробнее о консультациях
Елена Мурадова

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Не пропустите новую статью про сон малыша

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности

Другие статьи

Смотреть все
Режим ребенка
«Мелатониновые пики» и «золотые часы сна» – мифы и реальность
Сон – это поистине загадочное состояние, в котором мы пребываем примерно треть свой жизни. А дети в первые годы жизни и вовсе половину!
15.07.2019
24508
0
Развитие ребенка
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия. ...
07.10.2016
121899
19
Развитие ребенка
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление
Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения. Во ...
14.10.2016
86279
0